Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 1120209-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
внесен Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 1120209-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает:
Законопроектом вносятся изменения в 11 федеральных законов, в соответствии с которыми предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению требований к кредитным организациям на территории Российской Федерации (за исключением иностранных кредитных организаций), с которыми государственные корпорации, государственные компании и иные указанные в законопроекте организации заключают договоры банковского счета и в которых открывают иные счета.
Комитет обращает внимание, что аналогичный правовой механизм уже существует в российском законодательстве. Он закреплен в Федеральном законе от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 213-ФЗ).
Комитет отмечает, что по сравнению с Федеральным законом N 213-ФЗ законопроект вводит ряд новаций:
- действие существующего правового механизма, устанавливающего особенности ведения финансовой деятельности хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для ОПК и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем (далее - стратегические хозяйственные общества), предлагается распространить на федеральные унитарные предприятия (федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия), имеющие стратегическое значение для ОПК и безопасности Российской Федерации (далее - стратегические федеральные унитарные предприятия), государственные корпорации, государственные компании, а также государственные фонды;
- требования к кредитным организациям, соответствие которым позволяет им открывать для указанных выше организаций счета, покрытые (депонированные) аккредитивы, а также заключать с указанными организациями договоры банковского счета и договоры банковского вклада (депозита), должно будет устанавливать Правительство Российской Федерации;
- предлагается дополнить статью 15.39 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее - КоАП) и ввести административную ответственность для кредитных организаций, не соответствующих установленным требованиям и осуществляющих операции со средствами, размещающимися Федеральным казначейством, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями и государственными компаниями, стратегическими федеральными унитарными предприятиями и стратегическими хозяйственными обществами.
По мнению Комитета, принятие законопроекта будет способствовать защите публичных интересов при осуществлении финансовой деятельности субъектов промышленного производства, а также совершенствованию государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, укреплению банковской системы и развитию промышленного производства в Российской Федерации.
В то же время ряд положений законопроекта требует дополнительного уточнения:
1. Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом устанавливать требования к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых при осуществлении своей деятельности стратегические федеральные унитарные предприятия и стратегические хозяйственные общества, государственные корпорации, а также государственные компании имеют право открывать банковские счета и осуществлять иные финансовые операции.
Комитет обращает внимание, что на сегодняшний день требования к кредитным организациям, соответствие которым позволяет им осуществлять финансовые операции со стратегическими хозяйственными обществами, закреплены на законодательном уровне (статья 2 Федерального закона N 213-ФЗ). Такой же подход используется законодателем в части 1 статьи 8.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ), которая содержит требования к уполномоченным банкам, имеющим право осуществлять банковское сопровождение исполнения государственного контракта в сфере государственного оборонного заказа.
В связи с этим, полагаем, что проектируемый законопроектом перевод норм, закрепляющих требования к кредитным учреждениям, с законодательного на подзаконный уровень, может сказаться на качестве правового регулирования и нуждается в дополнительном обосновании.
2. Комитет полагает, что вопрос закрепления в законопроекте нормы, наделяющей Правительство Российской Федерации правом определять "иные кредитные организации", имеющие право на осуществление финансовых операций со стратегическими федеральными унитарными предприятиями также требует дополнительного обсуждения, поскольку обоснованность и критерии усмотрения Правительства Российской Федерации в данном вопросе нуждаются в конкретизации, с учетом правоприменительной практики и действующего законодательства (например, частью 2 статьи 8.1 Федерального закона N 275-ФЗ предусмотрена возможность отнесения Правительством Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации банка к категории уполномоченных банков только при наличии положительного опыта обслуживания государственного оборонного заказа).
3. Законопроектом предлагается установить срок в 180 дней, в течение которого стратегические федеральные унитарные предприятия и стратегические хозяйственные общества должны будут расторгнуть договоры банковского счета и договоры банковского вклада (депозита) с кредитными организациями, которые перестали соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Обращаем внимание, что в отношении государственных корпораций, государственных компаний законопроект проектирует отсылочную норму, согласно которой Правительство Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого указанные организации должны будут принять меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в кредитных организациях, которые перестали соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом в пояснительной записке не содержится обоснования необходимости различного правового регулирования данного вопроса.
Кроме того, законопроект не раскрывает определение используемого термина "меры по возврату денежных средств", который согласно законопроекту носит оценочный характер. В ином случае привлечение государственных корпораций, государственных компаний (их должностных лиц) к административной ответственности будет в значительной мере поставлено в зависимость от усмотрения сотрудников Федеральной службы по финансовому мониторингу, которые должны будут рассматривать соответствующие административные дела.
4. Законопроектом в отношении только стратегических федеральных унитарных предприятий предусмотрена возможность зачисления процентов по договорам банковского счета и банковского вклада (депозита) на банковский счет, вклад (депозит), открытые по договору банковского счета, договору банковского вклада (депозита) в кредитной организации, не включенной в перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям Правительства Российской Федерации (часть 8 проектируемой законопроектом статьи 24.1, части 9 статьи 12 законопроекта), а также возможность определения Правительством Российской Федерации видов операций (сделок), которые стратегические федеральные унитарные предприятия вправе осуществлять с отдельными кредитными организациями, в том числе не соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (часть 5 проектируемой статьи 24.1 Федерального закона N 161-ФЗ).
Комитет полагает, что данные положения нуждаются в доработке, в части возможного распространения их действия на все юридические лица, финансовая деятельность которых также является предметом данного законопроекта.
5. В законопроекте урегулированы административные последствия открытия кредитной организацией, не соответствующей требованиям Правительства Российской Федерации, банковского счета или банковского депозита для стратегических федеральных унитарных предприятий, стратегических хозяйственных обществ, государственных компаний и государственных корпораций (проектируемая законопроектом статья 15.39 КоАП). По мнению Комитета, в дополнительной конкретизации по сравнению с общими правилами о недействительности сделок (статья 168 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ) нуждаются гражданско-правовые последствия противоправного деяния, в части указания, является ли совершенная сделка оспоримой или ничтожной. Этот вопрос имеет существенное значение для защиты публичных имущественных интересов в судебном порядке.
Комитет считает, что данные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению. Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1120209-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.