Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального конституционного закона N 36765-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
(в части установления дополнительных гарантий надлежащего исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации)
внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального конституционного закона N 36765-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий надлежащего исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации), внесенный Президентом Российской Федерации (далее также - законопроект).
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на обеспечение исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, которыми оспариваемый нормативный акт или договор между органами государственной власти либо их отдельные положения признаются конституционными, но в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Вместе с тем, Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации прямо не определяет судьбу нормы, признанной конституционной в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, не устанавливает правил о пересмотре компетентным органом решения по делу заявителя, если оно основано на толковании нормы, расходящимся с истолкованием, данным Конституционном Судом Российской Федерации.
В этой связи законопроектом вносятся изменения и дополнения в ряд статей Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации. Законопроектом предлагается ввести новый вид итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации - постановления о признании нормативного акта или договора между органами государственной власти либо их отдельных положений соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании.
Законопроектом устанавливается, что на последствия принятия указанного постановления распространяются положения Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации и иных федеральных законов, установленные для случаев признания нормативного акта или договора между органами государственной власти либо их отдельных положений неконституционными (проектируемая часть 6 статьи 87 указанного Федерального конституционного закона). В качестве последствий принятия Конституционным Судом Российской Федерации вышеуказанного постановления законопроектом предлагается:
1) установить невозможность применения признанного конституционным нормативного акта или договора между органами государственной власти либо их отдельных положений в истолковании, отличном от истолкования Конституционного Суда Российской Федерации. Соответствующие положения не могут применяться судами, в том числе по делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу соответствующего постановления;
2) ввести положения о пересмотре компетентным органом дела заявителя, в случае принятия постановления о признании оспариваемого нормативного акта либо его отдельных положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;
3) ввести необходимость приведения нормативного акта или договора в соответствие с истолкованием, данным Конституционным Судом Российской Федерации, если из постановления о признании нормативного акта или договора между органами государственной власти либо их отдельных положений соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании вытекает необходимость устранения пробела или противоречий правового регулирования.
Внесение предлагаемых изменений обусловлено особенностями правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации как органа конституционного контроля, и особой в силу этого роли его постановлений, в которых выявляется конституционно-правовой смысл нормы и устраняется неопределенность ее интерпретации с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации, обеспечивается защита конституционных прав граждан. В силу этого концепция законопроекта заслуживает поддержки.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе одобрить в первом чтении проект федерального конституционного закона N 36765-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий надлежащего исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации), внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.