Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 1075789-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
внесен депутатами Государственной Думы Р.М. Марданшиным, В.Ю. Максимовым, а также Р.Р. Ишмухаметовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1075789-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) и сообщает свое заключение.
Статья 52.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия) предусматривает возможность предоставления объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) и находящегося в государственной собственности, в безвозмездное пользование:
1) общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия;
2) детским общественным объединениям;
3) общественным организациям инвалидов;
4) благотворительным организациям;
5) религиозным организациям;
6) общероссийским творческим союзам;
7) государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры;
8) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, созданным в соответствии с Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 68-ФЗ "О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий".
Проектом федерального закона предлагается предусмотреть возможность предоставления указанных в данной статье объектов культурного наследия в безвозмездное пользование также государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сферах образования и науки.
Данная мера представляется важной, учитывая, что на практике сложилась ситуация, при которой значительное число образовательных и научных учреждений традиционно располагаются в объектах культурного наследия. Так, например, за научными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, закреплено на праве оперативного управления и хозяйственного ведения 226 объектов федерального недвижимого имущества, являющихся объектами культурного наследия.
Вместе с тем, есть случаи, когда научные и образовательные учреждения вынуждены арендовать помещения, в том числе, расположенные в объектах культурного наследия.
Например, Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (г. Москва, Новая Басманная ул., д. 9), Московский государственный областной университет (г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 1), Городской Дворец творчества детей и молодежи "Одаренность и Технологии" (г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, д. 44 (части зданий лит. А, ББ1Б2) арендуют помещения в зданиях - памятниках истории и культуры.
С принятием проекта федерального закона у таких учреждений появится возможность находиться в занимаемых ими объектах культурного наследия на праве безвозмездного пользования, что позволит значительно сэкономить расходы бюджетов соответствующих уровней.
Статьей 15 Федерального закона от 29 декабря N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также научных организаций. Данная норма создает условия для совместного использования образовательными и научными учреждениями имеющихся ресурсов, в том числе, лабораторий, оборудования, учебных аудиторий, иных помещений.
Однако, отсутствие в законодательстве об объектах культурного наследия возможности передачи объекта культурного наследия в безвозмездное пользование указанным в проекте федерального закона учреждениям приводит к тому, что, например, учреждение науки вынуждено предоставлять учреждению образования находящиеся у него на праве оперативного управления помещения, необходимые для совместного использования в рамках сетевой формы обучения, в аренду, что существенно затрудняет взаимовыгодный процесс кооперирования усилий таких организаций, учитывая необходимость изыскания одной из них бюджетных средств на аренду необходимых помещений.
В этой связи предусмотренное проектом федерального закона право учреждений образования и науки на безвозмездное пользование объектами культурного наследия будет способствовать наиболее успешной реализации такими учреждениями сетевой формы образования в целях развития образования, науки и подготовки научных кадров.
При доработке проекта федерального закона ко второму чтению следует уточнить наименования указанных в нем государственных и муниципальных учреждений в соответствии с терминами, используемыми для обозначения таких организаций в понятийных аппаратах Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
Комитет по культуре поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1075789-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.