Досье на проект федерального закона
Целью настоящего законопроекта является выделение государственных служащих судебной системы в отдельный вид государственной службы.
Особый статус судебной власти выражается в том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
При этом в понятие "суд" включаются не только судьи, но и государственные служащие, образующие аппарат суда, обеспечивающий надлежащее рассмотрение дел на всех уровнях, начиная от мировых судей и заканчивая Верховным Судом Российской Федерации.
Аппарат суда представляет собой определенный механизм обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по отправлению правосудия, является гарантией независимости суда и самостоятельности судебной власти.
Государственным служащим суда отведена важная роль в осуществлении судопроизводства. Все государственные служащие аппарата суда вовлечены в процесс осуществления правосудия, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях осуществлением контроля за исполнением решения суда.
На государственных служащих аппарата суда возложены также иные функции, связанные с обеспечением открытости и прозрачности правосудия, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
В настоящее время особую остроту приобрел вопрос укомплектования аппаратов судов, от деятельности которых во многом зависит эффективность и качество правосудия.
Причинами текучести кадров в аппарате суда являются возрастающая нагрузка, обусловленная ростом количества рассматриваемых судами дел, низкий уровень заработной платы работников судебной системы, особенно замещающих младшие должности государственной службы. Заработная плата таких же специалистов, работающих в других государственных органах, а также в коммерческих структурах, значительно выше. Это приводит к тому, что выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы, а суды теряют квалифицированных специалистов.
Указанные обстоятельства не способствуют эффективному функционированию судебной системы.
Учитывая важную роль судебной власти, специфику выполняемых ею функций и для повышения статуса работников аппарата суда целесообразно выделить судебную службу в самостоятельный вид государственной службы, в связи с чем и разработан проект федерального закона "О государственной судебной службе Российской Федерации", который направлен на установление статуса государственного служащего судебной службы Российской Федерации, правовых, организационных и финансово-экономических условий прохождения государственной судебной службы.
Выделение государственных служащих судебной системы в отдельный вид государственной службы и принятие закона "О государственной судебной службе Российской Федерации" потребует внесения изменений в другие законы.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации" предусматривает внесение изменений в следующие федеральные законы:
Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации";
Федеральный закон от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В Федеральный закон "О системе государственной службы в Российской Федерации" вводится самостоятельный вид государственной службы - государственная судебная служба Российской Федерации.
В Федеральном законе "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" исключаются положения, которые предусмотрены в законопроекте "О государственной судебной службе Российской Федерации" в части выплаты надбавки за ученую степень и ученое звание.
Советом судей Российской Федерации утверждена Концепция реформирования института администраторов судов, направленная на создание условий, позволяющих председателю суда полностью сосредоточиться на основной деятельности - отправлении правосудия - путем возложения функции руководства аппаратом суда и вопросов по организации материально-технического, хозяйственного обеспечения и организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности на руководителя аппарата - администратора суда.
Проектом предложено достижение указанной цели путем введения в аппарате арбитражного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области, суда автономного округа, окружного флотского) военного суда должности "руководитель аппарата суда - администратора суда" с одновременным исключением должности администратор суда из системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также введением должности "заместитель руководителя аппарата суда".
При этом администратор районного, городского, межрайонного судов, гарнизонного военного суда остается в штате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в связи с чем требуется внесение изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
В иные федеральные законы предлагается внести изменения с целью сохранения прав, гарантий, обязанностей и запретов, установленных для государственных служащих.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации" не потребует признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.