Досье на проект федерального закона
Целью настоящего законопроекта является выделение государственных служащих судебной системы в отдельный вид государственной службы.
Особый статус судебной власти выражается в том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
При этом в понятие "суд" включаются не только судьи, но и государственные служащие, образующие аппарат суда, обеспечивающий надлежащее рассмотрение дел на всех уровнях, начиная от мировых судей и заканчивая Верховным Судом Российской Федерации.
Аппарат суда представляет собой определенный механизм обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по отправлению правосудия, является гарантией независимости суда и самостоятельности судебной власти.
Государственным служащим суда отведена важная роль в осуществлении судопроизводства. Все государственные служащие аппарата суда вовлечены в процесс осуществления правосудия, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях осуществлением контроля за исполнением решения суда.
На государственных служащих аппарата суда возложены также иные функции, связанные с обеспечением открытости и прозрачности правосудия, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
В настоящее время особую остроту приобрел вопрос укомплектования аппаратов судов, от деятельности которых во многом зависит эффективность и качество правосудия.
Причинами текучести кадров в аппарате суда являются возрастающая нагрузка, обусловленная ростом количества рассматриваемых судами дел, низкий уровень заработной платы работников судебной системы, особенно замещающих младшие должности государственной службы. Заработная плата таких же специалистов, работающих в других государственных органах, а также в коммерческих структурах, значительно выше. Это приводит к тому, что выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы, а суды теряют квалифицированных специалистов.
Указанные обстоятельства не способствуют эффективному функционированию судебной системы.
Учитывая важную роль судебной власти, специфику выполняемых ею функций и для повышения статуса работников аппарата суда целесообразно выделить судебную службу в самостоятельный вид государственной службы, в связи с чем и разработан проект федерального закона "О государственной судебной службе Российской Федерации", который направлен на установление статуса государственного служащего судебной службы Российской Федерации, правовых, организационных и финансово-экономических условий прохождения государственной судебной службы.
Выделение государственных служащих судебной системы в отдельный вид государственной службы и принятие закона "О государственной судебной службе Российской Федерации" потребует внесения изменений в другие законы.
Советом судей Российской Федерации утверждена Концепция реформирования института администраторов судов, направленная на создание условий, позволяющих председателю суда полностью сосредоточиться на основной деятельности - отправлении правосудия - путем возложения функции руководства аппаратом суда и вопросов по организации материально-технического, хозяйственного обеспечения и организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности на руководителя аппарата - администратора суда.
Проектом предложено достижение указанной цели путем введения в аппарате арбитражного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области, суда автономного округа, окружного флотского) военного суда должности "руководитель аппарата суда - администратора суда" с одновременным исключением должности администратор суда из системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Таким образом, проектом федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации" предусматривается внесение изменение в такие федеральные конституционные законы как:
от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";
от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации";
от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
В указанных законах предусматриваются положения, в соответствии с которыми регулируется правовое положение работников аппарата суда как судебных служащих, унифицируются полномочия руководителя аппарата суда и работников аппарата суда.
Кроме того, устанавливается переходное положение с целью сохранения государственных служащих, занимающих должность администратора суда, и соблюдения их прав и гарантий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации" не потребует признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.