Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 103372-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 58 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N СП-П4-3765.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования порядка осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетних.
В этих целях в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предлагается внести отдельные изменения, предусматривающие уточнение процессуального статуса несовершеннолетних и их законных представителей.
В частности, к особенностям производства процессуальных действий с участием несовершеннолетних следует отнести: участие педагога и психолога, ограничение времени Производства процессуального действия с учетом возраста несовершеннолетнего.
Законопроектом предлагается дополнить ГПК РФ статьей 179.1 "Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля".
К таким особенностям относится участие в допросе педагога или психолога и законного представителя несовершеннолетнего, которые могут задавать вопросы допрашиваемому, а также высказывать мнение относительно личности свидетеля и содержания его показаний. В исключительных случаях из зала судебного заседания на время допроса может быть удалено лицо, способное оказать негативное влияние на несовершеннолетнего.
Аналогичные положения в настоящее время содержатся в статьях 191, 425, 426, 428 и 429 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Несовершеннолетние свидетели не могут быть подвергнуты принудительному приводу (статья 168 ГПК РФ).
Европейская конвенция об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. предусматривает, что ребенку, имеющему достаточный уровень понимания, в процессе судопроизводства, затрагивающего его интересы, должны быть предоставлены следующие процессуальные права: право получать необходимую информацию и выражать свое мнение; право обратиться с ходатайством о назначении специального представителя, а в соответствующих случаях - адвоката, если законные представители ребенка не могут исполнять свои обязанности вследствие наличия конфликта интересов; право осуществлять частично или полностью полномочия стороны в судопроизводстве. Ратификация названной Конвенции предусмотрена в числе первоочередных мер Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (п. 3 разд. VII), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761.
Законодательное обеспечение реализации права ребенка быть заслушанным приобрело особую актуальность и в связи с тем, что в качестве одного из оснований отказа в признании и исполнении решения суда по делам о родительской ответственности в статье 23 (подп. "b" п. 2) Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г., вступившей в силу в отношении Российской Федерации с 1 июня 2013 г., указано вынесение такого решения (исключая экстренные случаи) без предоставления ребенку возможности быть выслушанным, в нарушение основополагающих процессуальных принципов государства, на территории которого рассматривается ходатайство о признании и исполнении такого решения.
Следовательно, если решение российского суда по делу, подпадающему под действие названной Конвенции (ст. 3, 4), вынесено без соблюдения указанного условия, то такое решение не имеет перспективы быть признанным и исполненным на территории иностранного государства - участника этой Конвенции.
Для реализации указанных положений Конвенции статьей 165 ГПК РФ в редакции законопроекта закрепляется, что председательствующий в судебном заседании должен проинформировать несовершеннолетнего в доступной для него форме о существе рассматриваемого дела и его процессуальных правах. Такое информирование не должно причинять вреда здоровью и (или) развитию несовершеннолетнего.
Законопроектом предусматривается обязанность суда при решении вопроса о принятии отказа от иска, признании иска ответчиком или утверждении мирового соглашения сторон выяснить мнение несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы.
В статью 52 ГПК РФ законопроектом вносятся изменения, закрепляющие обязанность законного представителя действовать в интересах представляемого лица разумно и добросовестно. Тем самым предполагается, что между законным представителем и представляемым им лицом не должно возникать конфликта интересов.
Наличие конфликта интересов может иметь место в случае, если законный представитель злоупотребляет предоставленными ему полномочиями, в том числе создает препятствия для реализации прав и законных интересов представляемого, реализует собственные права и законные интересы в ущерб интересам представляемого, либо его действия иным образом наносят ущерб интересам представляемого.
По определению суда законный представитель недееспособного или не обладающего полной дееспособностью гражданина может быть отстранен от участия в деле по ходатайству лиц, участвующих в деле. В этом случае к участию в деле допускается другой законный представитель указанного лица.
В случае невозможности замены законного представителя интересы несовершеннолетнего (или иного недееспособного или не обладающего полной дееспособностью гражданина) может представлять адвокат, назначаемый судом в порядке, установленном статьей 50 ГПК РФ.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета, поскольку расходы на участие педагога, психолога, а также адвоката в гражданском судопроизводстве могут быть обеспечены в порядке, предусмотренном Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240.
В соответствии с частью 3 статьи 95 ГПК РФ педагоги и психологи, участвующие в качестве специалистов в гражданском судопроизводстве, получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
В случае, если привлечение специалиста осуществляется по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета (часть 2 статьи 96 ГПК РФ). Впоследствии эти расходы могут быть возмещены в порядке, предусмотренном статьей 103 ГПК РФ.
Кроме того, в соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В случае, если в установленном порядке услуги адвоката были оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, указанные в части первой настоящей статьи расходы на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего адвокатского образования.
Принятие федерального закона позволит обеспечить возможность более полной реализации процессуальных прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве.
Законопроект соответствует положениям Европейской конвенции об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г., Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г., Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Судебному департаменту на осуществление полномочий в установленной сфере деятельности, и не повлечет выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.