Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 66082-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части установления единого порядка правового регулирования вопросов в сфере стратегического планирования),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 66082-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления единого порядка правового регулирования вопросов в сфере стратегического планирования), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на установление единых правовых основ в сфере стратегического планирования и устранение несогласованности между собой положений законодательных актов Российской Федерации в указанной сфере. С этой целью предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Так законопроектом предлагается привести нормы Федерального закона N 184-ФЗ и Федерального закона N 131-ФЗ в части, касающейся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования, в соответствие с положениями Федерального закона N 172-ФЗ.
Законопроектом предусматривается дополнение установленного пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ перечня полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, полномочием по организации и осуществлению стратегического планирования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 172-ФЗ.
При этом предлагается заменить в перечне основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочие по утверждению программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации полномочием по утверждению порядка осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации.
Принципиально важными в этой связи представляются предлагаемые изменения в части 6 и 9 статьи 32 Федерального закона N172-ФЗ, согласно которым стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Таким образом устраняется правовая неопределенность относительно того, какой орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен утверждать региональные стратегии. Нормами законопроекта предлагается отнести решение данного вопроса к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следует также иметь в виду, что статьей 11 Федерального закона N 172-ФЗ закреплен перечень документов стратегического планирования, которые разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на уровне субъектов Российской Федерации. Разработка программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации указанной нормой не предусматривается. Содержание программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом положений статей 32, 36 и 37 Федерального закона N 172-ФЗ дублирует содержание стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, планов мероприятий по их реализации и государственных программ субъекта Российской Федерации. В этой связи вносимые изменения в Федеральный закон N 184-ФЗ представляются обоснованными.
Законопроектом предлагается также в Федеральном законе N 131-ФЗ дополнить перечень полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом N 172-ФЗ.
При этом предполагается исключение из части 1 статьи 17 и части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия соответственно по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также по принятию планов и программ развития муниципального образования, утверждению отчетов об их исполнении. Данное предложение представляется целесообразным поскольку в части 5 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ указанные планы и программы не относятся к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования. Таким образом предлагаемые изменения позволят привести положения Федерального закона N 131-ФЗ с нормами Федерального закона N 172-ФЗ.
Следует обратить внимание на предлагаемое усиление роли представительного органа муниципального образования в результате предлагаемого законопроектом отнесения к его исключительной компетенции утверждения стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Законопроектом также предусматривается приведение норм Федерального закона N 131-ФЗ в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В частности предлагается внести в часть 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ изменение, согласно которому на публичные слушания должен выноситься проект генерального плана. Данное требование предусмотрено частью 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с проектируемыми нормами законопроекта на публичные слушания должны также выноситься проекты стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Поддерживая указанную норму, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении комитет полагает целесообразным рассмотреть вопрос закрепления аналогичной нормы применительно к проекту стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в Федеральном законе N 184-ФЗ.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.