Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1101980-6 "О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный М.И. Сердюком, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1101980-6 "О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) и считает возможным отметить следующее в части его положений, входящих в ведение Комитета.
Законопроектом предлагается однократно освобождать от административной ответственности лицо, осуществившее самовольные переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений, в том числе перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах, при одновременном соблюдении следующих условий:
- указанное лицо письменно сообщило о совершенном административном правонарушении;
- административное правонарушение совершено до 1 марта 2005 года (вступление в силу Жилищного кодекса Российской Федерации) и оно не повлекло возникновение угрозы жизни и здоровью людей, а также угрозы повреждения целостности здания и его конструкций.
Данные условия являются неопределенными и могут привести к неоднозначному применению статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении к административной ответственности или освобождении от нее.
Так, предоставляя лицу, осуществившему самовольные переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений, в том числе перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах, возможность быть освобожденным от привлечения к административной ответственности, если оно письменно сообщит о совершенном административном правонарушении, законопроектом не определяется субъект, которому должно быть направлено такое сообщение. В то же время это могут быть:
- орган местного самоуправления, который в соответствии с главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляет согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений;
- орган государственного жилищного надзора, который составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 28.3 названного Кодекса), и рассматривает дело о соответствующем административном правонарушении (статья 23.55 названного Кодекса).
Отсутствие последствий совершенного административного правонарушения в виде возникновения угрозы жизни и здоровью людей, повреждения целостности здания и его конструкций является, по мнению Комитета, важным условием для освобождения от административной ответственности. Однако представляется неясным, кто осуществляет оценку наличия или отсутствия угрозы повреждения целостности здания и его конструкций в результате произведенных самовольных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и в каком порядке.
Также законопроектом предусматривается предупреждение в качестве меры административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение, связанное с самовольным переустройством и (или) перепланировкой жилых домов и (или) жилых помещений, а равно самовольным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в многоквартирных домах, не повлекших возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также угрозы повреждения целостности здания и (или) его конструкций.
В этой связи Комитет обращает внимание на то, что в части 1 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено в качестве меры административного наказания предупреждение. При этом в соответствии с частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса предупреждение как раз и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Кроме того, представляется неверным отождествлять произведенную самовольную перепланировку в жилом доме и в жилом помещении в многоквартирном доме, так как, во-первых, в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации это разные объекты жилищных прав и, как следствие, в отношении них установлено различное правовое регулирование жилищных правоотношений, а, во-вторых, вред в результате самовольной перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме может быть причинен неограниченному количеству лиц.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 1101980-6 "О внесении изменений в статьи 2.9 и 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.