Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1085818-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(об обязательности заключения и выполнения коллективных договоров, соглашений)
(внесен О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1085818-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предлагается внести изменения в статьи 24, 41 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), предусматривающие обязательность заключения коллективных договоров, соглашений и обязательное включение в них обязательств работников и работодателя, перечисленных в статьях 41 и 46 ТК РФ.
Изменения, предлагаемые законопроектом в статью 24 ТК РФ, касаются одного из закрепленных в этой статье принципов социального партнерства. А именно принципа обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений. Вместо него предлагается установить принцип обязательности заключения и выполнения коллективных договоров, соглашений.
В то же время, другие основополагающие принципы социального партнерства авторы законопроекта не затрагивают, создавая тем самым явные противоречия между этими принципами. Так, в статье 24 ТК РФ содержатся такие принципы, как свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что одной из его задач является побуждение работодателя к заключению коллективных договоров. Отмечается, что сами работодатели инициативы по заключению коллективных договоров не проявляют, хотя наделены таким правом и обязанностью в соответствии со статьей 22 ТК РФ. При этом, однако, забывается, во-первых, что в части второй статьи 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя "заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом". Такой порядок установлен, в частности, в части второй статьи 40 ТК РФ: стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров.
Аналогичная норма имеется и в статье 47 ТК РФ, посвященной порядку разработки проекта соглашения и заключения соглашения. Согласно части шестой этой статьи при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Таким образом, предложенное законопроектом изменение статьи 24 ТК РФ не согласуется с перечисленными нормами статей 22, 40 и 47 ТК РФ, а также с нормой части первой статьи 21 ТК РФ, согласно которой ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений является правом, а не обязанностью работника.
Кроме того, обязанность включения в коллективный договор, соглашение обязательств работников и работодателей по вопросам, определенным в части второй статьи 41 и части второй статьи 46 ТК РФ, представляются неоправданными, поскольку указанные положения ТК РФ содержат лишь примерный перечень обязательств, которые могут включаться в коллективный договор, соглашение. Стороны могут самостоятельно определять и другие вопросы, которые можно закрепить в коллективном договоре, соглашении.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 4 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 37 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, однако ввиду несовпадения их позиций, мнения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по законопроекту следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы также высказывает ряд замечаний к проекту федерального закона.
Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, проект федерального закона поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона не поддерживает.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1085818-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.