Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1077792-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета на предоставление отпуска отдельным лицам в условиях чрезвычайной ситуации"
внесен депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, М.В. Дегтяревым
(утв. решением Комитета от 17 ноября 2016 г. N 6/1)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20 июня 2016 года (протокол N 331, пункт 53) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1077792-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета на предоставление отпуска отдельным лицам в условиях чрезвычайной ситуации".
Законопроектом предлагается запретить предоставление отпуска в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации отдельным категориям лиц.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующие замечания общего характера. В соответствии с пунктом 7 статьи 4.1 Федерального закона 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных федеральным законодательством. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. В случае возникновения условий повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации различного характера и уровня, в их предупреждении и ликвидации по большей части участвуют отдельные профильные ведомства исполнительной власти в зависимости от их специфики.
Предлагаемые законопроектом нормы не регламентируют случаи, при которых режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации введен на одном из уровней, например, в конкретном регионе, муниципальном образовании или на конкретном предприятии. Видится нелогичным запрещать всем указанным в законопроекте лицам реализовывать право на отдых без территориальной привязки.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в Трудовой кодекс Российской Федерации и предусмотреть запрет на предоставление отпуска высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, а также лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, в случае режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Во-первых, отметим, что в силу регулирования правового положения, прав и обязанностей указанных лиц положениями специального законодательства, целесообразно вносить предлагаемое изменение не в Трудовой кодекс Российской Федерации, а в соответствующие статьи Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, стоит учитывать, что изменения касаются лиц, занимающих государственные должности субъекта Российской Федерации и муниципальные должности, а к ним относятся: депутат представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, аудитор (член) контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, депутат представительного органа муниципального образования, член избирательной комиссии муниципального образования и другие. Роль указанных лиц, наравне с квалифицированными представителями исполнительной власти, при ликвидации чрезвычайных ситуаций остается неоднозначной, так как к их компетенции не отнесена деятельность по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьи 2 и 3 законопроекта предлагают внести норму, при которой в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации государственному гражданскому служащему и муниципальному служащему ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. Отметим, что законодательством уже предусмотрено право в исключительных случаях по решению представителя нанимателя отзывать работника из отпуска или переносить отпуск на следующий рабочий год. Законопроектом в свою очередь не предусмотрен порядок предоставления впоследствии неиспользованного отпуска или порядок его компенсации.
Предложение о непредставлении отпусков в условиях повышенной готовности или чрезвычайной ситуации всем перечисленным в законопроекте лицам не учитывает полномочия данных лиц, их должностные обязанности и специфику их работы. Представляется логичным, что решение о непредоставлении отпуска тому или иному лицу должно производиться избирательно, с учетом его полномочий и роли в предотвращении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Установление запрета на предоставлении отпуска лицам, непосредственно не задействованным в ликвидации либо не участвующим в реализации функций, направленных на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, видится нецелесообразным и может повлечь нарушение конституционного права на отдых определённого круга граждан.
Рассматриваемый законопроект также не соответствует положениям "Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в соответствии с которой коррупциогенными факторами является широта дискреционных полномочий и отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка).
Комитет полагает возможным обсуждать вопрос об ограничении в предоставлении отпуска при возникновении чрезвычайной ситуации или ее угрозе определенным категориям лиц, исполняющим обязанности и (или) работающим в пределах территории возникновения таких ситуаций, но только при наличии на то веских оснований и определении конкретного круга полномочий указанных лиц в предотвращении и (или) ликвидации чрезвычайное ситуации.
На основании вышеизложенного Комитет в представленной редакции не поддерживает принятие указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.