Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам, связанным с зачислением денежных взысканий (штрафов) в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизма администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации.
Данный законопроект подготовлен Министерством финансов Российской Федерации с учетом внесения изменений, направленных на устранение условий, способствующих росту дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета, в рамках исполнения подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N Пр-1659 по повышению эффективности использования бюджетных средств и пункта 3.2.6 Плана мероприятий ("дорожной карты") по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2016 г. N 2420п-П13.
Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК), направленные на решение ряда проблемных вопросов, связанных с реализацией норм бюджетного законодательства Российской Федерации в части установления порядка администрирования денежных взысканий (штрафов) уполномоченными государственными органами.
Необходимость внесения изменений обусловлена несогласованностью норм бюджетного законодательства Российской Федерации с нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в части регулирования процесса наложения денежных взысканий (штрафов) по итогам рассмотрения уголовных дел судебными органами.
Для обеспечения своевременного и полного исполнения наказания в виде штрафа и перечисления его в бюджетную систему Российской Федерации возникает необходимость отражения информации о получателе штрафа в резолютивной части приговора, что предусмотрено путем дополнения нормами законопроекта статьи 308 УПК. Для реализации указанной нормы судебные органы должны иметь полную информацию о получателе штрафа, необходимую при перечислении штрафа в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с правилами заполнения расчетных документов. Данный вопрос, по мнению Минфина России, может быть реализован через дополнение нормами законопроекта статей 220, 225 и 226.7 УПК положениями, предусматривающими представление данной информации либо в справке к обвинительному заключению, либо в справке к обвинительному акту, либо в справке к обвинительному постановлению. Отражение информации, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа, только через дополнение нормами законопроекта статей 220, 225 и 226.7 УПК, недостаточно, так как информация, необходимая для уплаты штрафа, будет доступна только в материалах дела, что потребует дополнительного ходатайства на ознакомление с материалами дела. С учетом изложенного предложенные законопроектом дополнения реализуются в увязке норм статьи 308 с нормами статей 220, 225 и 226.7 УПК.
Следует отметить, что информация о получателе штрафа в соответствии с правилами заполнения расчетных документов необходима как лицу, привлеченному к ответственности, так и судебному приставу-исполнителю для исполнения решения судебного органа. Отсутствие указанной информации не позволит своевременно и в полном объеме исполнить решение суда по уплате денежного взыскания (штрафа). Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 315 УПК.
В настоящее время органы судебной власти зачастую не имеют достаточной информации об администраторе доходов, указываемой в постановлениях, вынесенных в результате рассмотрения уголовных дел и необходимой для корректного и своевременного зачисления денежных взысканий в бюджет.
Таким образом, нарушается механизм реализации полномочий администраторов доходов бюджетов по своевременному начислению, учету и контролю за перечислением соответствующих платежей в бюджет, отсутствует возможность классифицирования денежных поступлений и составления достоверного отчета о взыскиваемых денежных средствах и источниках их поступления. Вследствие этого денежные взыскания (штрафы) зачисляются как невыясненные поступления на счета в органах Федерального казначейства. По состоянию на 1 июня 2016 г. на счетах Федерального казначейства учитываются денежные взыскания (штрафы) в виде невыясненных поступлений на сумму 3,7 млрд. рублей.
Необходимо также отметить, что денежные взыскания (штрафы), учтенные как невыясненные поступления, не могут быть направлены на текущее исполнение расходных обязательств федерального бюджета и создают дополнительную нагрузку на органы Федерального казначейства и другие федеральные органы исполнительной власти.
Нарушение механизма администрирования доходов в значительной степени обусловлено недостаточностью информационного взаимодействия между органами судебной власти, принимающими решения о наложении денежных взысканий (штрафов) по результатам рассмотрения уголовных дел, и государственными органами, возбуждающими дела по данным правонарушениям и являющимися администраторами соответствующих доходов бюджетов.
Положения законопроекта определяют порядок направления информации об администраторе доходов органам судебной власти, принимающим решения о наложении штрафов в качестве основного или дополнительного вида уголовного наказания по результатам рассмотрения уголовных дел, а также информирование государственных органов, возбуждающих данные дела и являющихся администраторами соответствующих доходов бюджетов, о принятом решении суда и наложении денежного взыскания (штрафа) в качестве основного или дополнительного уголовного наказания.
Реализация положений законопроекта позволит повысить эффективность принимаемых мер, направленных на обеспечение своевременного и полного исполнения наказания в виде штрафа путем зачисления денежных средств в бюджет, упорядочение процесса администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, будет способствовать снятию отдельных проблем в деятельности, связанной с осуществлением полномочий администраторов доходов бюджета, а также позволит урегулировать механизм обмена информацией между участниками производства по уголовным делам для выполнения бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части администрирования денежных взысканий (штрафов).
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 г. в Астане.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам, связанным с зачислением денежных взысканий (штрафов) в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам, связанным с зачислением денежных взысканий (штрафов) в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам, связанным с зачислением денежных взысканий (штрафов) в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам, связанным с зачислением денежных взысканий (штрафов) в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам, связанным с зачислением денежных взысканий (штрафов) в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам, связанным с зачислением денежных взысканий (штрафов) в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.