Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 114937-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" разработан в целях совершенствования правового режима имущества, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.
В действующей редакции Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" положения, формирующие правовой режим различных видов недвижимого и движимого имущества, используемого при ведении гражданами личного подсобного хозяйства (в том числе земельных участков, находящихся на них зданий, строений, сооружений бытового, производственного и иного назначения, сельскохозяйственных животных, техники и транспортных средств, а также произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции), встречаются в различных статьях данного Федерального закона, что является не вполне логичным и обоснованным. При этом в статье 2 "Понятие личного подсобного хозяйства" указанного Федерального закон пункт 3 посвящен вопросам права собственности на произведенную и переработанную сельскохозяйственную продукцию, что не соответствует наименованию и содержанию данной статьи. Кроме того, положения статьи 6 "Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства" и статьи 4 "Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства", очевидно, соотносятся как общие и специальные нормы, однако расположены они непоследовательно.
В связи с изложенным законопроектом предлагается объединить нормы, регулирующие правовой режим имущества, используемого и создаваемого при ведении личного подсобного хозяйства, в составе одной статьи, установив при этом, что не только произведенная и переработанная сельскохозяйственная продукция, но и вцелом плоды, продукция, доходы, полученные при ведении личного подсобного хозяйства, являются собственностью ведущих такое хозяйство граждан. Одновременно предлагается определить вид общей собственности на указанные плоды, продукцию, доходы - совместная собственность - с учетом преимущественно семейного характера данного вида деятельности.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать предельное количество поголовья различных видов сельскохозяйственных животных, допустимое для содержания на приусадебном земельном участке. Необходимость предлагаемых изменений обоснована тем, что в отдельных личных подсобных хозяйствах в нарушение санитарных и ветеринарных правил и норм содержится поголовье сельскохозяйственных животных, в сотни раз превышающее среднероссийские показатели содержания сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах. При этом зачастую поголовье животных и птицы находится на приусадебном земельном участке (размеры которого в соответствии с законодательством ограничиваются) в границах населённого пункта, в помещениях, не приспособленных для их содержания. Такие хозяйства становятся источником острых инфекционных заболеваний животных, в том числе опасных и для человека, а также нарушают конституционные права граждан, проживающих по соседству, на благоприятную окружающую среду.
Следует также иметь в виду, что, осуществляя, по сути, предпринимательскую деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, такие подворья всё же относятся к категории личных подсобных хозяйств, деятельность которых по своей правовой природе не должна иметь черты предпринимательства, т.е. систематического извлечения прибыли из указанной деятельности. При этом такие хозяйства в соответствии с действующим законодательством являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, полностью освобожденными от налогообложения доходов, получаемых от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Таким образом, помимо рисков в отношении санитарно-эпидемиологического благополучия населения создаются условия для недобросовестной конкуренции с другими категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей, не имеющих подобной налоговой льготы.
С учетом изложенного представляется, что вводимая законопроектом возможность диспозитивного установления ограничений соответствует положениям пункта 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации и позволяет эффективно пресекать злоупотребления налоговыми льготами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.