Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 400-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.Л. Бурковым, О.Н. Епифановым и другими
(утв. решением Комитета от 17 ноября 2016 г. N 6/4)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 ноября 2016 года (протокол N 9, пункт 89) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 400-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации".
Как отмечено авторами законопроекта в пояснительной записке, законопроект направлен на демократизацию избирательных процедур и предусматривает отмену ряда требований к кандидатам на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Предлагается отменить норму об обязательной поддержке кандидата депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации (от 5 до 10 процентов).
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Возможность законодательного установления различных способов замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и, соответственно, возможность различных форм участия в этой процедуре субъектов публичной власти и граждан, вытекает из Конституции Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей. К таким условиям относится необходимость сбора не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан и нарушающее равенство общественных объединений перед законом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", пункт 2.3).
Выражение и учет - посредством волеизъявления соответствующих выборных лиц - мнения муниципального сообщества относительно кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации создает дополнительные условия для надлежащего гарантирования прав граждан, проживающих на данной территории, и прав местного самоуправления.
Комитет считает, что существующий механизм отбора кандидатов направлен на достижение согласия между муниципалитетами и главами субъектов Российской Федерации и предупреждение конфликтов между региональной и муниципальной властью, стимулирует их взаимодействие. Представительные органы местного самоуправления служат индикатором настроений и волеизъявления граждан определенной местности, а соответственно, именно поддержка муниципальных депутатов значительно легитимизует процедуру выдвижения, регистрации и проведения выборов. Так, в избирательный бюллетень не попадут лица, не пользующиеся достаточной поддержкой местного населения, не возникнет ситуации, при которой выдвигается значительное количество кандидатов, реально не могущих представлять интересы избирателей вследствие недостаточного общественного авторитета и приобретенного опыта. Учет мнения муниципального сообщества, равно как и усиление роли местного самоуправления в региональном политическом и социально-экономическом процессе, положительно влияет на эффективное взаимодействие уровней публичной власти.
На основании вышеизложенного Комитет считает недостаточно обоснованным изменение в действующие нормы закона и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.