Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 118705-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на закрепление за Российской Федерацией полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания лиц, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 403.
Необходимость передачи части полномочий в сфере здравоохранения на федеральный уровень вызвана невозможностью гарантированного обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих гемолитико-уремическим синдромом, пароксизмалыюй ночной гемоглобинурией, наследственным дефицитом фактора VII (лабильного), идиопатической тромбоцитопенической пурпурой, мукополисахаридозом, в связи с высокой затратностью лечения указанных орфанных заболеваний.
Данный законопроект разработан в целях соблюдения права граждан на охрану здоровья независимо от наличия заболеваний и места жительства как государственной гарантии, предусмотренной частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Часть субъектов Российской Федерации в силу недостаточной финансовой обеспеченности не имеет возможности в полной мере обеспечить лекарственными препаратами граждан, страдающих орфанными заболеваниями, что вызывает судебные иски к региональным органам государственной власти, инициированные как гражданами, так и в их интересах органами прокуратуры.
Невозможность исполнения судебных решений из-за дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации, отсутствие дополнительных бюджетных ассигнований на льготное лекарственное обеспечение указанной категории граждан из федерального бюджета влечет различие в уровне оказания медицинской помощи в зависимости от обеспеченности регионов, способствует замедлению социального развития отдельных регионов, подрывает авторитет государственной власти.
Законопроектом предлагается закрепление полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания лиц, страдающих орфанными заболеваниями, за Министерством здравоохранения Российской Федерации, как это было предусмотрено Федеральным законом от 26.04.2016 N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при закреплении за указанным федеральным органом исполнительной власти полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Потребность средств федерального бюджета на обеспечение лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания лиц, страдающих орфанными заболеваниями, должна определяться исходя из численности таких лиц в субъектах Российской Федерации и расходов на обеспечение их лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания.
Потребность Псковской области в обеспечении лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания лиц, страдающих орфанными заболевании, в 2017 году составляет 269,1 млн. рублей согласно данным таблицы:
N |
Заболевания, включенные в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности |
Количество лиц, страдающих орфанными заболеваниями |
Годовая стоимость терапии, тысяч рублей |
|||
взрослые |
дети |
всего |
Фактически получает |
|||
|
Всего |
78 |
81 |
159 |
109 |
269114,95 |
1 |
Гемолитико-уремический синдром |
0 |
4 |
4 |
1 |
20 827,30 |
2 |
Пароксизмальная ночная гемоглобинурия Маркиафавы-Микели) |
4 |
0 |
4 |
2 |
124 963,80 |
3 |
Апластическая анемия неуточненная |
6 |
2 |
8 |
5 |
1 256,80 |
4 |
Наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра) |
2 |
2 |
4 |
2 |
41 941,60 |
5 |
Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса) |
13 |
3 |
16 |
9 |
24 053,69 |
6 |
Дефект в системе комплемента |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
7 |
Преждевременная половая зрелость центрального происхождения |
0 |
8 |
8 |
5 |
541,14 |
8 |
Нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилкетонурия, другие виды гиперфенил-аланинемии) |
4 |
9 |
13 |
3 |
1 620,00 |
9 |
Тирозинемия |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
10 |
Болезнь "кленового сиропа" |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
11 |
Другие виды нарушений обмена аминокислот с разветвленной цепью (изовалериановая ацидемия, метилмалоновая ацидемия,пропионовая ацидемия) |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 560,00 |
12 |
Нарушения обмена жирных кислот |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
13 |
Гомоцистинурия |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
14 |
Глютарикацидурия |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
15 |
Галактоземия |
0 |
2 |
2 |
0 |
- |
16 |
Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри(Фабри-Андерсона), Нимана-Пика |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
17 |
Мукополисахаридоз, тип1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
18 |
Мукополисахаридоз, тип II |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
19 |
Мукополисахаридоз, тип VI |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
20 |
Острая перемежающая (печеночная) порфирия |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
21 |
Нарушения обмена меди (болезнь Вильсона) |
8 |
0 |
8 |
5 |
215,60 |
22 |
Незавершенный остеогенез |
1 |
3 |
4 |
0 |
- |
23 |
Легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) |
2 |
0 |
2 |
1 |
- |
24 |
Юношеский артрит с системным началом |
39 |
47 |
86 |
76 |
49 135,02 |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.