Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 118634-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению"
Досье на проект федерального закона
Целью разработки и принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению" (далее - законопроект) является обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, создание мер, способствующих предотвращению самоубийств среди детей и борьбы с различными формами содействия суицидам, а также вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для их жизни.
По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно более 800 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, а значительно большее число людей совершают попытки самоубийства. Как фиксирует ВОЗ, суицид является одной из ведущих причин смерти среди молодых людей в возрасте 15-29 лет в глобальных масштабах.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Президентом РФ от 1 июня 2012 г. N 761, подчеркивается сложная ситуация с суицидами среди молодых людей в возрасте от 10 до 18 лет и указывается на необходимость разработки системы мер по предотвращению подросткового суицида.
По итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, состоявшегося 15 ноября 2016 г., Президентом Российской Федерации дано поручение принять решения, направленные на совершенствование системы профилактики подросткового суицида.
По данным Следственного комитета Российской Федерации в 2016 г. ушли из жизни в результате самоубийства 720 детей. За последние три года совершили суицид 2 205 детей. Приведенная печальная статистика дополняется значительным количеством суицидальных попыток среди несовершеннолетних, которые находятся вне официальной статистики. Как ранее отмечалось Роспотребнадзором и экспертами, попытки самоубийств многократно превышают число самоубийств, а у половины подростков, совершающих такие попытки, они являются не первыми.
Анализ причин свидетельствует о появлении новых форм преступных действий, оказывающих влияние на сознание ребенка и мотивацию его поведения, которые не охватываются действующими составами Уголовного кодекса Российской Федерации.
Новые виды склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства не прогнозировались ранее наукой, не были своевременно оценены криминологами и по факту приняли широкий масштаб, оказавшись вне уголовно-правовой оценки, а, значит, и вне мероприятий правоохранительных органов по выявлению организаторов такой деструктивной деятельности, своевременному пресечению их действий, а также защите потерпевших.
Учитывая характер преступных действий, предлагается установить отдельную уголовную ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, которые всегда влекут опасные последствия в отношении конкретных лиц, а также предусмотреть меры ответственности за действия, которые направлены на широкий круг лиц и вне зависимости от последствий имеют общественно опасный характер.
При этом безразличное отношение к последствиям, имеющим наибольшую общественную опасность, поскольку речь идет об угрозах жизни и здоровью детей, обуславливает необходимость принятия предлагаемой законопроектом правовой оценки.
В частности, законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) новой статьей 110.1, предусматривающей ответственность за склонение к совершению самоубийства и содействие совершению самоубийства.
Согласно законопроекту влекут наказание склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства, а также содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению, а также обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства.
При этом предлагается дополнить статью 110 "Доведение до самоубийства" частью второй, согласно которой устанавливается повышенная уголовная ответственность за квалифицированные формы доведения до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, если они совершаются в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, беспомощного лица, в отношении двух и более лиц либо носят организованный, групповой или публичный характер.
Кроме того, законопроектом устанавливается самостоятельная уголовная ответственность за организацию деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
В частности, речь идет об ответственности для администраторов так называемых "групп смерти" и организаторов любых неформальных сообществ, деятельность которых сопряжена с побуждением, прежде всего детей, к совершению самоубийства. Следует отметить, что неотъемлемым элементом закрепленного в УК состава, выражающегося в доведении до самоубийства, является наступление общественно опасных последствий в виде самоубийства лица или покушения на самоубийство. Предлагаемый законопроектом состав склонения к самоубийству также требует установления конкретного потерпевшего, иными словами склоняемого лица.
Своевременное пресечение преступной деятельности организаторов имеет причинно-следственную связь с возможностью упреждения и недопущения гибели несовершеннолетних, которые находятся под влиянием преступного воздействия организаторов.
В этой связи в целях превентивного реагирования законопроектом предлагается установить дополнительную уголовную ответственность в отношении организаторов такой опасной для граждан деятельности с возможностью их привлечения к ответственности, когда еще отсутствует конкретная жертва преступления, но имеются все признаки склонения лица к совершению самоубийства. Например, созданы сайты с соответствующей суицидальной тематикой либо "игра", предполагающая вовлечение ребенка в суицидальную модель поведения.
О необходимости таких мер свидетельствует также официальная статистика, касающаяся выявления запрещенного суицидального контента в сети Интернет. Так, с 2012 г. по настоящее время специалистами Роспотребнадзора проведена экспертиза более 13 тыс. ссылок на страницы сайтов в сети "Интернет" с суицидальной тематикой. При этом только в 2016 г. выявлено 4 864 ссылки, из которых 4751 содержала запрещенную информацию о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что зачастую с детьми работают лица, знающие подростковую психологию. Закрытый и ритуальный характер вступления в указанные сообщества, методично разработанный набор заданий (путь инициации) привлекает внимание детей и, в конечном счете, доводит ребенка до суицида или попытки совершения самоубийства.
Предлагаемый законопроектом подход согласуется с международным и зарубежным опытом правового регулирования противодействия суицидам.
В частности, учитывался опыт ряда уголовных законодательств зарубежных государств в части криминализации содействия совершения суицида и пропаганды самоубийства (Австрийская Республика, Королевство Дания, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Французская Республика, Швейцарская конфедерация и др.).
Кроме того, законопроектом предлагается восполнить пробел в уголовном законодательстве и установить ответственность не только за вовлечение взрослыми лицами несовершеннолетних в преступную или антиобщественную деятельность, но также и в совершение иных противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего.
Примером такой опасной деятельности являются случаи вовлечения лицами, достигшими восемнадцатилетнего возраста, подростков в "трейнсерфинг" (проезд на крыше поезда) или иные виды смертельно опасного "зацепинга", руфинг (незаконное проникновение на крыши высоких зданий) либо в иные занятия, в том числе игры по типу "Беги или умри", когда ребенку предлагается перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом.
В социальных сетях найдены примеры, когда публикуются инструкции ЗЦПЧ (зацеперской путевой части), в том числе с зацепом для велосипеда с рекомендациями для подростков, интересующихся этим видом смертельно опасной деятельности. По данным МВД России в 2016 г. было травмировано 253 подростка, из них 117 детей со смертельным исходом (2015 год - 218 пострадавших детей, из которых 99 с летальным концом). Учитывая, что указанные действия носят латентный характер и часто фиксируются под видом несчастного случая безотносительно факта нарушения правил использования железнодорожного транспорта, приведенные цифры - это лишь "надводная часть айсберга".
Защита детей от информации, побуждающей к суициду и опасному для жизни поведению, относится к одной из задач национальной безопасности и уже является требованием действующего законодательства.
Данный законопроект носит комплексный характер и подготовлен с учетом негативных общемировых тенденций, свидетельствующих о динамике роста суицидов среди несовершеннолетних, широком распространении в сети Интернет информации, побуждающей детей и подростков к совершению самоубийств или иной деструктивной деятельности, формировании ложных смыслов и популяризации преждевременной смерти.
Законопроект разработан с учетом предложений уполномоченных федеральных органов государственной власти, обсуждался и был поддержан в рамках рабочей группы по вопросам противодействия деятельности, связанной со склонением несовершеннолетних к суициду.
Следует отметить, что в рамках предварительной оценки законопроекта, замечания Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации были проработаны и учтены.
Принятие проекта федерального закона позволит создать дополнительные механизмы обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуяедение детей к суицидальному поведению"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.