Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 119575-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" разработан с целью совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий использования электронных устройств, продуцирующих аэрозоль, пар или дым в целях их вдыхания пользователем, а также кальянов с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.
В первую очередь разработка проекта федерального закона обусловлена ростом популярности использования электронных курительных изделий и кальянов среди детей и молодежи, категории граждан, защита здоровья которых должна быть приоритетной.
Исходя из целей правового регулирования таких продуктов законопроектом вводятся определения понятий "электронное курительное изделие" и "кальян", устанавливаются ограничения их использования на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, предъявляются требования к демонстрации электронных курительных изделий в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей и взрослых, вводятся ограничения торговли, в том числе запрет продажи несовершеннолетним и запрет вовлечения детей в процесс потребления указанных изделий.
Термин "электронное курительное изделие" охватывает как устройства, продуцирующие аэрозоль или пар путем нагревания жидкости, так и устройства, продуцирующие аэрозоль или дым за счет нагревания табака (непосредственно частей табачного листа).
Необходимо сказать, что независимо от применяемых при производстве табачной продукции технологий по изменению характеристик табачных изделий (форм табачных изделий), они однозначно относятся к вредной и опасной продукции. В подпункте "b" пункта 1 статьи 4 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака говорится о необходимости "принятия мер для предотвращения начала, содействия и поддержки прекращения и уменьшения употребления табачных изделий в любой форме".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункте "b" пункта 1 статьи 4" следует читать "подпункте "b" пункта 2 статьи 4"
Что касается электронных курительных изделий, в которых происходит нагревание жидкости, то согласно докладу Всемирной организации здравоохранения "Электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином", подготовленному к седьмой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (Дели, Индия, 7-12 ноября 2016 г., далее - Доклад), при использовании электронных курительных изделий, в которых находится жидкость, производится аэрозоль, который, как правило, включает гликоли, альдегиды, летучие органические вещества (ЛОВ), полициклический ароматический углеводород (ПАУ), табакспецифичные нитрозамины (ТСН), металлы, частицы силиката и другие элементы. Дикарбонилы (глиоксаль, метилглиоксаль, диацетил) и гидроксикарбонилы (ацетол) также считаются важными соединениями в составе аэрозоля. Многие из этих веществ являются токсичными и известны как имеющие последствия для здоровья и вызывающие значительные патологические изменения.
Кроме того, имеющиеся исследования*(1), *(2), *(3), *(4) показывают, что употребление несовершеннолетними, которые никогда не курили, электронных курительных изделий с использованием жидкости, содержащей никотин, не менее чем вдвое увеличивает вероятность того, что они начнут курить.
В целях предупреждения возникновения никотиновой зависимости у подростков и некурящих граждан, а также исходя из необходимости свести к минимуму потенциальные риски для здоровья пользователей электронных курительных изделий и охраны здоровья лиц, которые не являются их пользователями от воздействия выделяемых ими продуктов, в Докладе рекомендуется применять различные варианты регулирования обращения таких изделий, что учтено проектом федерального закона.
При этом, потребление указанного вида электронных курительных изделий также является стимулированием потребления табака, поскольку у пользователей таких продуктов и лиц, курящих табачные изделия, аналогичные поведенческие характеристики, что поощряет и популяризирует курение среди взрослых и детей.
В свою очередь, использование кальяна также несет негативные последствия для здоровья, затрагивающие респираторную систему, сердечно-сосудистую систему, полость рта и зубы. Воздействие большого количества дыма, образуемого при курении кальяна, может привести к раздражению слизистой ротовой части глотки и конъюнктивы. Выделение значительного объема окиси углерода вызывает у некоторых пользователей обморок в связи с интоксикацией ею вследствие образования в крови карбоксигемоглобина, что затрудняет перенос достаточного количества кислорода в различные части тела, включая мозг.
Кроме этого необходимо отметить, что исследования, проведенные в различных странах мира, показали, что сам кальян является источником распространения инфекционных заболеваний. В отчете Всемирной организации здравоохранения "Курение кальянов: потребность в исследованиях и рекомендованные действия для регуляторов" говорится, что "совместное использование мундштуков представляет собой значительный риск передачи инфекционных заболеваний, включая туберкулез и вирусы гепатита".
Проведенное в 2014 году в Исламской Республике Иран исследование*(5) выявило наличие в курительных трубках и мундштуках кальянов, а также в жидкости, используемой в них, коагулазонегативных стафилококков, нейссерии (Neisseria SPP), стрептококков и кишечной палочки.
По данным проверок объектов общественного питания и других местах курения кальяна, проведенных в феврале 2013 года Комитетом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Казахстан, в смывах кальянных трубок, емкостей кальянов и в используемой в них жидкости была обнаружена кишечная палочка, синегнойная палочка, плесени, дрожжевые грибки, золотистый стафилококк. По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы курительных трубок, кальянных жидкостей и емкостей кальянов, а также исходной курительной смеси,
Главный государственный санитарный врач Республики Казахстан издал постановление от 14.03.2013 N 6 "О введении запрета на курение кальяна в общественных местах".
При этом потребление бестабачных кальянных смесей никак не ограничено по возрасту - фактически даже дети могут курить кальян без каких-либо последствий согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и иных международных договоров Российской Федерации.
Так, статьей 29 Договора установлено, что государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для охраны жизни и здоровья человека.
Кроме того, в соответствии с частью 3 данной статьи по указанным основаниям оборот отдельных категорий товаров на внутреннем рынке может быть ограничен.
Принятие и реализация проекта федерального закона способно привести к снижению как потребления табака, так и использования электронных курительных изделий и кальянов, что соответствует задачам государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294) и поможет достичь целевых индикаторов и показателей программы в части снижения смертности от болезней системы кровообращения, новообразований (в том числе злокачественных), туберкулеза, распространенности потребления табака среди взрослого населения.
Таким образом, последствия реализации проекта федерального закона будут выражаться в улучшении демографической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации.
_____________________________
*(1) Leventhal A, Strong D, Kirkpatrick М, Unger J, Sussman S, Riggs N et al. Association of Electronic Cigarette Use With Initiation of Combustible Tobacco Product Smoking in Early Adolescence. JAMA. 2015;314(7):700;
*(2) Primack B, Soneji S, Stoolmiller M, Fine M, Sargent J. Progression to Traditional Cigarette Smoking After Electronic Cigarette Use Among US Adolescents and Young Adults. JAMA Pediatrics. 2015;169(11):1018;
*(3) 66 Wills T, Knight R, Sargent J, Gibbons F, Pagano I, Williams R. Longitudinal study of e-cigarette use and onset of cigarette smoking among high school students in Hawaii. Tobacco Control. 2016;:tobaccocontrol-2015-052705;
*(4) 67 Barrington-Trimis J, Urman R, Berhane K, Unger J, Cruz T, Pentz M et al. E-Cigarettes and Future Cigarette Use. Pediatrics. 2016.
*(5) Safizadeh, Н., Moradi, М., Rad, М. R., & Nakhaee, N. (2014). Bacterial contamination of different components of the waterpipe. The International Journal of Tuberculosis and Lung Disease, 18(8), 988-991. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25199017
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.