Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
на проект федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, В.А. Третьяком, членом Совета Федерации М.Г. Кавджарадзе, а также А.М. Буратаевой, В.В. Рязанским, В.В. Гребенниковым, В.Е. Оськиной, К.Ж. Давлетовой, Е.Е. Блохиным, В.П. Войтенко, В.А. Дубовиком, М.В. Баржановой, В.Н. Ивановой, Л.В. Пепеляевой, В.Д. Горюновым, А.А. Турчаком в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рассмотрел проект федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" и сообщает следующее.
Данный законопроект был разработан с целью законодательного закрепления общественных отношений, сложившихся в процессе реализации государственной молодежной политики и внесен в Государственную Думу в 2007 году. Принятие законопроекта должно было способствовать созданию единого правового поля для работы в данной сфере в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, развития и реализации потенциала молодежи в интересах страны.
На момент разработки законопроекта на федеральном уровне отсутствовал единый подход к терминологии, целям, задачам, методам и механизмам реализации государственной молодежной политики. Предлагаемый законопроект должен был, по мнению авторов, устранить указанные правовые пробелы.
В законопроекте установлен перечень субъектов государственной молодежной политики в Российской Федерации и их компетенция, понятийный аппарат, основные принципы и приоритетные направления, механизмы и финансовое обеспечение реализации государственной молодежной политики.
Однако за прошедший период в стране произошли значительные изменения в законодательстве, экономике, политике, вследствие чего представленный документ морально устарел.
Так, в этой области права был принят ряд подзаконных актов, в том числе "Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р); "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351), "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493) и некоторые другие нормативные правовые акты. В связи с этим отдельные положения законопроекта не соответствуют требованиям действующего законодательства или дублируют их.
Так, законопроектом предусматривается установление целей, принципов и основных направлений государственной молодежной политики, механизма ее реализации, полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области государственной молодежной политики. Однако принципы, цели и задачи, основные направления государственной молодежной политики уже изложены в Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р. Понятийный аппарат законопроекта также практически состоит из определений, уже данных в указанном документе.
Некоторые положения законопроекта не устанавливают новых прав и обязанностей, носят декларативный характер и не нуждаются в повторной регламентации, данной в законопроекте (статья 7, 9, часть 2 статьи 10, статья 11 и статья 12). Так, в наименовании главы 2 проекта и ее тексте указываются основные принципы и приоритетные направления государственной молодежной политики. Однако, многие из принципов, перечисляемых в законопроекте (демократизм, законность, гуманизм, гласность и т.д.), а также предлагаемые меры и механизмы реализации государственной молодежной политики, носят общий декларативный характер и не требуют специального определения применительно к этой политике.
В законопроекте одним из направлений молодежной политики определяется содействие в решении жилищных проблем молодежи. В то же время в нем не определено, что это за проблемы и механизм их решения.
Статьей 10 законопроекта предусматривается подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников молодежной сферы. Однако, что понимается под "молодежной сферой" в представленном законопроекте не раскрыто.
В законопроекте (пункт 3 статьи 3) в качестве субъекта регулируемых отношений указаны молодежные общественные объединения, в то время как согласно положениям Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (пункт 1 статьи 4 и др.) различаются молодежные объединения и детские объединения граждан. В последние входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, попадающие под предусмотренное законопроектом понятие молодежи.
Также в законопроекте содержатся нормы по разграничению полномочий в сфере молодежной политики между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Однако соответствующие нормы нуждаются в существенной доработке в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе в части используемой терминологии.
Кроме того положение пункта 8 статьи 6, а также другие положения проекта (пункт 6 статьи 8, статья 11), в которых идет речь о государственной поддержке молодежных объединений, не соответствуют с положением пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона N 98-ФЗ, в котором определено, что законодательство Российской Федерации о государственной поддержке молодежных и детских объединений состоит только из данного закона, а вопросы государственной поддержки молодежных и детских объединений в субъектах Российской Федерации регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
При внесении законопроекта не выполнено требование Регламента Государственной Думы о наличии в составе представляемой документации финансово-экономического обоснования. Утверждение о том, что дополнительных расходов из средств федерального бюджета не потребуется, приведенное в документе, противоречит статье 14 законопроекта, в соответствии с которой государственная молодежная политика финансируется за счет бюджетов всех уровней.
С учетом изложенного можно предположить, что реализация представленного проекта создаст трудности в его правоприменительной практике.
На законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, в котором также отмечен ряд недостатков представленного законопроекта.
В частности, отмечено, что предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 8 проекта) не могут устанавливаться в федеральном законе, поскольку уже установлены статьей 72 Конституции Российской Федерации.
Не менее значимыми являются замечания к требованиям по совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к терминологии, приведенной в законопроекте и некоторые другие замечания и предложения.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве не поддерживает законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, разделяя позицию авторов законопроекта о необходимости совершенствования правовой базы реализации государственной молодежной политики, важность установления ее четкого правового статуса и необходимость создания базового нормативного правового акта, регламентирующего отношения, возникающие в ходе реализации государственной молодежной политики, не может поддержать концепцию законопроекта в предложенном виде и рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
М.В. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.