Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 669491-6 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "О противодействии коррупции" и в статью 2 Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами"
(в части дополнения перечня должностных лиц, для которых указанными федеральными законами установлен ряд ограничений),
внесенный Воронежской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 669491-6 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "О противодействии коррупции" и в статью 2 Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" предлагается расширить перечень лиц, которым запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с Федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" указанное ограничение распространяется в том числе на лиц, замещающих должности глав городских округов и глав муниципальных районов.
Законопроектом предлагается распространить данное ограничение на глав городских поселений. По мнению Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, принятие законопроекта позволит снизить коррупционные риски и будет способствовать надлежащему и добросовестному исполнению своих функций главами городских поселений.
В целом поддерживая законопроект, Комитет отмечает, что в указанный перечень лиц целесообразно было бы включить также глав местных администраций.
В системе органов местного самоуправления местная администрация занимает особое место, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляющий функции управления в социально-хозяйственной и финансовой сферах на территории муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Под вопросами местного значения Федеральный закон N 131-ФЗ понимает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. При этом местная администрация не только решает вопросы местного значения, но и осуществляет отдельные переданные государственные полномочия.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Частью 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено два возможных способа замещения должности главы местной администрации - главой местной администрации является либо глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту.
Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы: непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений; издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации; определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом муниципального образования; определяет штаты и численность местной администрации; несет персональную ответственность за деятельность местной администрации.
Учитывая объем полномочий главы местной администрации и то, что по долгу службы он принимает решения, затрагивающие в конечном итоге вопросы национальной безопасности Российской Федерации, по мнению Комитета, его также необходимо включить в перечень лиц, на которых распространяется указанное выше ограничение.
На основании изложенного и с учетом замечаний Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает проект федерального закона N 669491-6 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "О противодействии коррупции" и в статью 2 Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (в части дополнения перечня должностных лиц, для которых указанными федеральными законами установлен ряд ограничений), внесенный Воронежской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.