Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 980348-6 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий неухудшения условий налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства)", внесенному А.Д. Крутовым, И.Д. Грачёвым, О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 980348-6 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий неухудшения условий налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства)", внесенный А.Д. Крутовым, И.Д. Грачёвым, О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается определить в качестве цели государственной политики в области малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) "недопустимость принятия законов, устанавливающих новые виды налогов или увеличивающие размеры налоговых платежей и социальных взносов, уплачиваемых субъектами МСП, тем самым ухудшающих их финансовое положение". Кроме того, законопроектом предлагается установить, что в случае, "если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации".
Отмечая необходимость защиты субъектов МСП от неблагоприятных изменений законодательства о налогах и сборах, Комитет, вместе с тем, не поддерживает рассматриваемый законопроект по следующим основаниям.
Концепция законопроекта вступает в противоречие с основами законодательства о налогах и сборах в части недопустимости регулирования вопросов налогообложения актами, не входящими в систему актов законодательства о налогах и сборах (часть седьмая статьи 1 и статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом частью первой 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, к которым, в свою очередь, не относится Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Помимо этого, предлагаемые законопроектом изменения не согласуются и с концепцией налогового регулирования в сфере МСП, в соответствии с которой субъектам МСП при условии их соответствия критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, предоставляется право применять специальные налоговые режимы, позволяющие снижать налоговую нагрузку.
Кроме того, несмотря на декларируемую в статье 1 законопроекта недопустимость принятия законов, увеличивающих налоговое бремя для субъектов МСП, защиту от неблагоприятных изменений налогового законодательства, согласно положениям законопроекта, смогут получить лишь субъекты малого предпринимательства. По мнению Комитета, это нарушает внутреннюю логику Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусматривающего равные условия государственной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом в законопроекте не раскрыто содержание используемых авторами оценочных категорий ("менее благоприятные условия", "по сравнению с ранее действовавшими условиями"), что в случае принятия законопроекта могло бы привести к возникновению многочисленных правовых коллизий.
Комитет также обращает внимание, что в соответствии со статьями 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы в виде сумм налогов, уплачиваемых при применении субъектами малого предпринимательства льготных налоговых режимов (упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения), являются доходами региональных и местных бюджетов. Исходя из этого, Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований право регулировать и дифференцировать налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства в пределах соответствующей территории. Вместе с тем, предлагаемые законопроектом изменения, по мнению Комитета, ограничивают права субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере налогообложения, предусмотренные, в частности, положениями статей 346.20, 346.26, 346.31, 346.43, 346.48 и 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 980348-6 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий неухудшения условий налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства)", внесенный А.Д. Крутовым, И.Д. Грачёвым, О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.