Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 123588-7 "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод"
Досье на проект федерального закона
В рамках реализации решений, принятых государствами - членами Совета Европы на международных конференциях высокого уровня в Интерлакене (Швейцария, февраль 2010 г.), Измире (Турция, апрель 2011 г.), Брайтоне (Великобритания, апрель 2012 г.) и Брюсселе (Бельгия, март 2015 г.), была проведена работа по реформированию Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) в целях обеспечения более быстрого и эффективного рассмотрения жалоб и вынесения постановлений.
К настоящему времени разработан и после положительного заключения Парламентской ассамблеи Совета Европы от 26 апреля 2013 г. открыт для подписания и ратификации Протокол N15, вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (далее - Протокол N 15).
Протокол N 15 подписан от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 19 сентября 2016 г. в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 11 июня 2016 г. N 166-рп "О подписании Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод".
В соответствии с Протоколом N 15 в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) вносятся следующие изменения:
преамбула Конвенции дополняется указанием на субсидиарную роль ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам и наличие у государств-участников определенной свободы усмотрения при применении Конвенции на национальном уровне;
исключается норма о прекращении полномочий судей ЕСПЧ по достижении ими 70-летнего возраста;
исключается норма о праве государств-участников возражать против уступки палатой ЕСПЧ юрисдикции в пользу Большой палаты ЕСПЧ;
срок подачи жалобы в ЕСПЧ сокращается с шести до четырех месяцев.
Принцип субсидиарности является одним из фундаментальных принципов, на которых построена европейская система защиты прав человека. В контексте практики ЕСПЧ данный принцип означает, что обязанность по обеспечению соблюдения прав человека, предусмотренных в Конвенции, возлагается прежде всего на государство-участника. Принцип субсидиарности выражается в том числе в требовании соблюдения правила об исчерпании национальных средств правовой защиты (статья 35 Конвенции). Таким образом, подача жалобы в ЕСПЧ является вспомогательным, дополнительным средством для защиты прав и свобод человека при их возможном нарушении в пределах национальных правовых систем.
Юрисдикция ЕСПЧ строго ограничена и сводится лишь к надзору за выполнением государствами-участниками своих обязательств по Конвенции. ЕСПЧ не имеет права подменять компетентные органы государства-участника в толковании и применении внутреннего права, то есть контрольный механизм, созданный Конвенцией, не должен рассматриваться в качестве суда четвертой инстанции, выполнять функции суда апелляционной или кассационной инстанции.
Введение принципа субсидиарности в основной текст Конвенции в качестве базового принципа усиливает возможности государства-участника по защите своего суверенитета в отношениях с ЕСПЧ. В данном контексте соблюдение принципа субсидиарности означает признание за государствами - участниками Конвенции права на определенную свободу усмотрения относительно способов имплементации положений Конвенции на внутригосударственном уровне, включая, в частности, определенную свободу усмотрения при осуществлении вмешательства в гарантированные Конвенцией права и свободы.
Несмотря на то, что в прецедентной практике ЕСПЧ неоднократно отмечалось, что его деятельность строится на принципе субсидиарности, до разработки Протокола N 15 ни в Конвенции, ни в принятых ранее протоколах к ней о принципе субсидиарности прямо не упоминалось, что не позволяло реализовать этот принцип деятельности ЕСПЧ в полном объеме.
Таким образом, положения Протокола N 15 о принципах субсидиарности и свободы усмотрения государства - участника Конвенции направлены на установление разумного баланса между ответственностью государства-участника за соблюдение своих обязательств по Конвенции и той ролью, которую призван исполнять ЕСПЧ.
Исключение нормы о прекращении полномочий судей ЕСПЧ по достижении ими 70-летнего возраста позволит опытным судьям занимать свой пост дольше, чем в настоящее время.
Исключение нормы о праве государства - участника Конвенции возражать против уступки палатой ЕСПЧ юрисдикции в пользу Большой палаты ЕСПЧ должно способствовать обеспечению большей последовательности, предсказуемости и стабильности прецедентной практики ЕСПЧ.
Сокращение срока подачи жалобы направлено на снижение загруженности ЕСПЧ и ускорение вынесения судьями ЕСПЧ решений о неприемлемости жалоб.
В Протоколе N 15 содержатся нормы, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. В связи с этим в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Протокол N 15 после его подписания подлежит ратификации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод"
Принятие федерального закона "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод"
Принятие федерального закона "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.