Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 1 ноября 2016 г. N 4/3
по проекту федерального закона N 1100280-6 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части введения ограничений на валютную ипотеку)
(внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1100280-6 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на обеспечение дополнительных гарантий прав граждан, являющихся заемщиками по кредитным договорам/договорам займа, обязательства по которым выражены в иностранной валюте и обеспечены залогом жилого помещения.
В частности, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" нормой, согласно которой по заявлению должника судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения судебного акта об обращении взыскания на заложенное имущество на срок, не превышающий трех лет. Период действия предлагаемой нормы ограничивается 1 января 2020 года. Вместе с этим устанавливается, что условия заключенных кредитных договоров/договоров займа, согласно которым обязательства заемщиков - физических лиц выражены в иностранной валюте, подлежат изменению "в целях выражения указанных денежных обязательств в валюте Российской Федерации". При этом порядок и сроки изменения условий таких договоров должны определяться Центральном банком Российской Федерации. Также предлагается дополнить Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" положением, согласно которому валютой заключенного с физическим лицом кредитного договора/ договора займа может являться только рубль, а определение в договорах объема денежных обязательств в иностранной валюте влечет недействительность таких договоров.
Исходя из вышеизложенного, к законопроекту имеются следующие замечания.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации участники гражданского оборота приобретают и осуществляют свои права в своем интересе и свободны в установлении условий договора, не противоречащих законодательству. Таким образом, представляется, что предлагаемые изменения в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в части признания недействительным договора, в котором объем денежных обязательств определен в иностранной валюте, не учитывают положений статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей возможность оплаты денежного обязательства "в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах".
Одновременно статья 3 законопроекта устанавливает, что обязательства заемщиков - физических лиц по кредитным договорам/договорам займа, выраженные в иностранной валюте, подлежат изменению на валюту Российской Федерации. При этом предлагаемая законопроектом редакция статьи подразумевает изменение всех подобных договоров, заключенных на момент вступления в силу положений законопроекта. Представляется, что такой подход может повлечь за собой нарушение прав тех заемщиков, которые не изъявляют желание пересматривать первоначальные условия договора, определяющие валюту обязательств. Вместе с тем промежуток времени, в течение которого должны быть произведены предлагаемые изменения условий договоров, целесообразно установить в положениях законопроекта. В то же время дополнительной проработки требует вопрос наделения Банка России полномочиями по реализации предлагаемого законопроектом механизма. Данная норма может потребовать внесения перекрестных изменений, например, в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Статьей 2 законопроекта устанавливается, что по заявлению должника судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения судебного акта об обращении взыскания на заложенное имущество на срок, не превышающий трех лет. Так как из предлагаемой редакции законопроекта следует, что срок отложения исполнительных действий не может превышать трех лет, но при этом может быть и менее трех лет, остается неясным, кто должен определять этот срок: сам должник в своем заявлении или судебный пристав-исполнитель; должно ли быть получено согласие взыскателя. Наряду с этим представляется, что введение данной нормы только в отношении должников, чьи обязательства по кредитным договорам/ договорам займа выражены в иностранной валюте, приведет к нарушению обеспечения правового равенства с должниками, чьи обязательства выражены в национальной валюте. Кроме того, необходимо отметить, что отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не освобождает должника от ответственности за неисполнение денежных обязательств, выражающейся в начислении пеней и штрафов в размере, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации либо договором.
Помимо вышеизложенного представляется необходимым обратить внимание профильного Комитета на необходимость направления данного законопроекта в Банк России в целях соблюдения требований статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитетом проект федерального закона N 1100280-6 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в представленной редакции не поддерживается.
Председатель Комитета | А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.