Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 125755-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части дополнения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала"
Досье на проект федерального закона
С момента запуска программы материнского капитала в 2007 году в общей сложности более 7,3 миллионов российских семей получили государственный сертификат на материнский капитал. Только в течение 2016 года территориальные органы Пенсионного фонда России выдали более 600 тыс. сертификатов. Этот инструмент государственной поддержки семей привел к росту рождаемости в стране. Его совершенствование позволит снизить негативные эффекты от "демографической ямы" начала 1990-х годов, когда количество рожденных детей резко снизилось, что в период с 2010 года по 2020 год приведет к существенному снижению рождаемости.
К настоящему времени средствами материнского капитала полностью распорядились только 54,3% владельцев. Соответственно, 46,7% российских семей, имеющих сертификат на получение материнского капитала, в перечне направлений по распоряжению средствами не нашли подходящей меры государственной поддержки.
Учитывая тот факт, что на программу материнского капитала с момента запуска было потрачено более 1 триллиона рублей, несколько сотен миллиардов рублей средств государственной поддержки оказалось невостребованным.
В этой связи представляется целесообразным расширение направлений использования материнского капитала. Большинство семей направило средства на улучшение жилищных условий: этот вариант поддержки выбрало 4,1 млн. семей из 4,4 млн. получивших государственную поддержку по сертификатам материнского капитала. На оказание платных образовательных услуг оформлено 335 тыс. заявлений и на формирование накопительной пенсии 3,2 тыс. заявлений. Материнский капитал стал одним из существенных факторов роста рынка недвижимости, который был локомотивом роста российской экономики.
Данный законопроект направлен на усиление стимулирующей роли материнского капитала путем предоставления определенным категориям граждан права по его использованию на приобретение транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, то есть легкового автотранспорта. Данный вариант господдержки смогут выбрать несколько категорий семей: семьи, воспитывающие приемных детей, детей-инвалидов, многодетные семьи. Именно эти категории семей нуждаются в дополнительных мерах государственной поддержки больше других, и приобретение автомобиля позволит им существенно упростить процесс воспитания ребенка (детей). Повышение мобильности, экономия времени, появление новых вариантов проведения досуга, в том числе внутренний туризм, смогут существенно повысить качество жизни таких семей.
Принятие законопроекта повлечет за собой и снижение среднего возраста автомобилей, который составляет в Российской Федерации 12 лет 7 месяцев. Обновление автомобильного парка окажет серьезное воздействие на снижение смертности, в том числе детской, в результате дорожно-транспортных происшествий, улучшит экологическую ситуацию, будет способствовать развитию внутреннего туризма и повышению мобильности населения.
На фоне существенного падения производства автомобилей в Российской Федерации целый ряд компаний произвели массовые сокращения сотрудников, переводят оставшихся на неполную рабочую неделю. Все это крайне негативно сказывается как на темпах роста безработицы, так и на доходах населения в отдельных регионах. Каждое рабочее место в компаниях - производителях автомобилей приводит к созданию как минимум 6 рабочих мест в смежных отраслях, соответственно, сокращение числа рабочих мест в автопроме чрезвычайно болезненно ударит по российской экономике. Ключевым требованием, устанавливаемым данным законопроектом к приобретаемым автомобилям, является факт производства на территории Российской Федерации. Соответственно, принятие данного законопроекта окажет мощное стимулирующее воздействие на целый ряд секторов экономики, что позволит создавать новые рабочие места, в том числе высокотехнологичные.
Размер материнского капитала позволяет приобрести широкий спектр моделей автомобилей. Для тех граждан, которые готовы привлекать для приобретения автомобиля заемные средства, законопроектом устанавливается возможность погашения с помощью сертификата на получение материнского капитала основного долга и процентов по автокредиту.
Также законопроектом устанавливается ограничение на продажу автомобиля, приобретенного с помощью сертификата на материнский капитал. Данная мера позволит свести к нулю возможность совершения злоупотреблений при покупке автомобиля с использованием сертификата на получение материнского капитала. Ограничение прав собственников в части невозможности отчуждения имущества, принадлежащего им на праве собственности, в течение 3-х лет допускается гражданским законодательством. В части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается возможность ограничения гражданских прав федеральными законами. Положения части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют ограничивать некоторые объекты гражданских прав к обращению по специальному разрешению. Введение нормы ограничения на продажу позволит избежать злоупотреблений со стороны субъектов правовых отношений в части "обналичивания" средств материнского капитала.
Принятие данного законопроекта стимулирует все сегменты экономики, связанные с автомобилестроением, и позволит оказать существенную поддержку российским автопроизводителям, автомобильным дилерам, банкам, страховым компаниям, производителям автозапчастей и автокомпонентов, автосервисам и ряду других отраслей экономики. В совокупности это приведет к росту наполняемости бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений, росту числа рабочих мест, в том числе высокотехнологичных, повысит инвестиционную привлекательность российской экономики и создаст дополнительные стимулы для автопроизводителей по расширению производства на территории Российской Федерации. Меры, предлагаемые в законопроекте, окажут существенную антикризисную поддержку экономике.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части дополнения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части дополнения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части дополнения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части дополнения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.