Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 126922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой"
Досье на проект федерального закона
Разработка Правил оказания услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций была определена при разработке Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" (далее - Закон), где предусматривалась возможность использования вышеупомянутых услуг в качестве механизма снижения объема потребления электрической энергии как альтернативы развития энергетической инфраструктуры в условиях непокрываемого спроса на электрическую энергию и кризиса неплатежей за потребленную электроэнергию.
В конце 1990-х - начале 2000-х годов неплатежи за потребленную электроэнергию приводили к ограничениям поставки топлива на электростанции, невозможности их загрузки и покрытия электропотребления, что становилось причиной частых и массовых отключений потребителей электрической энергии. Техническая возможность адресного отключения неплательщиков отсутствовала, в связи с чем под отключения подпадали все потребители электрической энергии вне зависимости от соблюдения ими платежной дисциплины.
Законом устанавливается запрет на ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, установлены обязанности организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, обеспечивающие возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей, а также иные требования и ограничения, исключающие возможность избыточных отключений потребителей.
Одновременно исходя из темпов роста потребления электрической энергии в период восстановления промышленного производства и полного отсутствия на тот момент экономических механизмов, которые обеспечивали бы вводы новых энергетических объектов, при принятии Закона был учтен риск недостатка генерирующих мощностей для покрытия увеличивающегося потребления. В связи с этим в Закон были включены положения, позволяющие Правительству Российской Федерации при наличии угрозы дефицита электрической энергии или мощности разработать и ввести в действие правила, позволяющие при необходимости отключать (ограничивать) часть потребителей. По этой причине в Закон был включен ряд требований, а именно:
определено, что такого вида ограничения квалифицируются как оказываемые на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций;
установлено, что оплата таких услуг должна обеспечивать полное возмещение затрат, связанных с осуществлением данной функции, и экономически обоснованный уровень рентабельности такой деятельности.
С момента установления указанных положений в электроэнергетике и экономике в целом произошли существенные изменения.
Создана эффективно функционирующая система финансовых расчетов на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Прекратились связанные с неплатежами перебои в поставках топлива на электростанции, приводившие к необходимости ограничений потребителей.
Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" в законодательство Российской Федерации внесены изменения, определившие основные параметры рынка мощности. В 2008 году впервые проведен конкурентный отбор мощности (КОМ), а с 2010 года внедрен механизм долгосрочных договоров о предоставлении мощности (ДПМ) тепловых электростанций, а также договоров поставки мощности новых атомных и гидроэлектростанций. Введение указанного механизма обеспечило масштабные вводы в России новых генерирующих мощностей.
Следует отметить, что в условиях отсутствующего в настоящее время и не прогнозируемого в кратко- и среднесрочной перспективе дефицита электрической энергии и мощности в ЕЭС России в целом разработка на нормативном уровне мероприятий по компенсации такого дефицита неактуальна. Системный оператор на сегодняшний день обладает необходимым инструментарием, позволяющим ему эффективно выполнять функции по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в ЕЭС России (балансирующий рынок, возможность изменения загрузки генерирующего оборудования по команде диспетчера, автоматическое противоаварийное управление и т.д.), создание для этих целей дополнительного рыночного механизма в настоящее время не требуется.
Таким образом, в законопроекте предлагается внести изменения в Закон, предусматривающие исключение норм, регламентирующих особенности работы в ЕЭС России потребителей с управляемой нагрузкой.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой" внесения изменений в федеральные законы не потребует.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике".
Срок подготовки - 120 дней со дня опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэнерго России.
Соисполнители - Ростехнадзор, Минэкономразвития России, ФАС России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Срок подготовки - 120 дней со дня опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэнерго России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФАС России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Срок подготовки - 120 дней со дня опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэнерго России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФАС России.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. N 484 "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации".
Срок подготовки - 120 дней со дня опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэнерго России.
Соисполнители - Ростехнадзор, Минэкономразвития России.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
приказ ФСТ России от 31 августа 2011 г. N 201-э/1 "Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.