Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 128903-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Действующее законодательство (ГК РФ), позволяет взыскивать с руководителя организации, а также с иных органов управления организации, ту задолженность, что образовалась у данной организации.
Поправки в ГК РФ с 09.2015 года, (ст. 53.1 ГК РФ) еще более конкретизировали возможность кредиторам взыскать долги организации с руководителя такой организации.
Применительно к товариществам (ТСЖ, ТСН, ЖСК), следует говорить, что к ним также относятся вышеуказанные нормы в полной мере.
Однако, если в коммерческих организациях (которые занимаются предпринимательской деятельностью), такие нормы об ответственности органов управления и такие меры оправданы и позволяют привлекать руководство за те убытки которые возникли из за ненадлежащего управления организацией, то в ТСЖ, ТСН, ЖСК долги, как правило, возникают не по вине руководства Товариществом. В основном все долги в возникают по причинам:
- неоплат иными лицами (жильцов, собственников помещений в МКД) обязательных платежей, и даже суды тут мало чем могут помочь, так как исполнение судебного акта можно просто игнорировать;
- возникновения долга у Товариществ, из-за переноса на них ОДЫ а также тех долгов, что имеются у собственников МКД по коммунальным платежам.
Фактически, политика в области платежей создана таким образом, что все долги собственников помещений в МКД автоматически переносятся на созданные товарищества. Тем самым, при отсутствии какой либо вины у Товарищества появляются долги, а еще есть налоговые и иные обязательные платежи в Товариществах.
Однако, несмотря на отсутствие вины именно Товарищества и следовательно их руководители (председатель правления и правление) несут полную ответственность за долги при отсутствии вины. Кроме того, в случае возникновения банкротства и применении Закона "О банкротстве", на руководителя Товарищества также возлагается материальная ответственность, в частности, за не передачу арбитражному управляющему каких либо документов от Товарищества, которых у товарищества может и не быть в силу неведения хозяйственной деятельности.
Таким образом, нормы законодательство, при котором должником за неплатежи отдельных собственников являются ТСЖ, ЖСК и ТСН, автоматически переносит данную задолженность на руководителей товариществ, при отсутствии какой либо реальной и эффективной возможности у председателя товарищества влиять на собственников помещений или усиливать ответственность в отношении неплательщиков.
Кроме того, председатель ТСЖ, ТСН, ЖСК не является распорядителем средств, он - исполнитель решений общих собраний собственников, и если собственники решили расходовать свои средства таким образом, который априори ведет к возникновению кредиторской задолженности, председатель обязан выполнять их решения, в противном случае становясь объектом уголовного преследования по ст. 330 УК РФ.
Ввиду изложенного, предлагается уточнить нормы законодательства России и исключить положения, по которым руководители ТСЖ, ТСН, ЖСК несут материальную ответственность за долги, возникшие у товарищества из-за неоплат собственниками их платежей или в силу реализации решений общих собраний.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие данного закона не требует привлечения дополнительных средств из консолидированного бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие настоящего закона не повлечет за собой изменения иных законов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.