Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 127297-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях решения актуальной проблемы, которая наиболее остро стоит в Москве и других крупных городах Российской Федерации, где функционирует железнодорожный транспорт, а также автобусы, трамваи, троллейбусы. Именно на этих видах транспорта широко распространены различные виды "зацепинга" ("руфрайдинг", "трэйнхопинг", "трэйнрайдинг", "трейнсерфинг", "руфинг") - способы передвижения, заключающиеся в проезде на поездах и иных транспортных средствах с их внешней стороны (на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа) либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава).
Однако такой вид проезда на общественном транспорте сопряжен с большой опасностью для жизни и здоровья как самих нарушителей, так и окружающих. Часто следствием такого передвижения является высокая степень травматизма, в том числе детского, на объектах различных видов транспорта. Нередки также трагические инциденты, связанные с "зацеперами", многие из которых закончились гибелью. По статистическим сведениям о фактах травмирования несовершеннолетних в Центральном федеральном округе, предоставленным Управлением на транспорте Министерства внутренних дел по ЦФО, в 2015 году пострадали 102 человека (49 - со смертельным исходом), в 2016 году - 103 человека (49 - со смертельным исходом). Из этого количества по причине занятий "зацепингом" пострадали в 2015 году 45 человек (16 - со смертельным исходом), в 2016 году - 37 человек (9 - со смертельным исходом).
Это означает, что в 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе несовершеннолетний - это упавший с подвижного состава. При этом более 36 процентов всех случаев травмирования подростков на железнодорожном транспорте в ЦФО приходится на "зацепинг".
Наибольшее распространение экстремальное увлечение получило на Московской и Октябрьской железных дорогах (Москва, Санкт-Петербург). Так, из всех случаев травмирования подростков на железнодорожном транспорте в ЦФО почти 90 процентов фактов приходится на Московский транспортный узел. В 2015 году в результате занятий "зацепингом" пострадали 35 несовершеннолетних жителей Москвы (15 - со смертельным исходом), а в 2016 году - 32 (8 - со смертельным исходом).
Всего на территории Российской Федерации за 2015 - 2016 годы был травмирован 471 подросток (370 - со смертельным исходом). При этом ежегодно наблюдается рост детского травматизма практически во всех регионах Российской Федерации.
"Зацепинг" также представляет опасность для пассажиров общественного транспорта, водителей (машинистов) и иных лиц, которые могут существенно пострадать от последствий "зацепинга", в частности, при экстренном торможении либо иных обстоятельствах, препятствующих стабильному движению общественного транспорта. Действующее законодательство предусматривает недостаточные меры административной ответственности.
Проектом федерального закона предлагается дифференцировать степень ответственности за "зацепинг" на железнодорожном транспорте: в Российской Федерации - штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей, в крупных городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в связи со сложной транспортной системой и большой опасностью для жизни и здоровья граждан предлагается установить повышенный размер штрафа - от трех тысяч до четырех тысяч рублей. За правонарушение, совершенное повторно, предлагается ввести повышенный размер штрафа - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Проезд граждан на крышах автобусов, трамваев, троллейбусов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Указанное правонарушение, совершенное в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (за правонарушение, совершенное повторно, - штраф от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток).
Московская городская Дума |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Московская городская Дума |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Московская городская Дума |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.