Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 130252-7 "О внесении изменения в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года в части учета мнения граждан при благоустройстве придомовых территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Право общей долевой собственности на земельный участок возникает с момента его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, в случае если он не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Как разъяснили Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). При этом по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вопросы благоустройства земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае, если он сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, входят в полномочия собственников помещений в многоквартирном доме и подлежат решению непосредственно самими собственниками.
В связи с чем, законопроектом предлагается дополнить компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме полномочием по принятию решения о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации данный вопрос подлежит принятию квалифицированным (2/3) большинством собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отношении земельного участка, который должен быть сформирован и перейти в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, органы местного самоуправления также должны руководствоваться решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по аналогии с порядком принятия соответствующего решения в случае, если земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
В отношении иных земельных участков, расположенных на придомовых территориях и не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует отношения по их благоустройству.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием законопроекта "О внесении изменения в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.