Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 710276-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в части уточнения периода определения величины прожиточного минимума"
(внесен депутатом Государственной Думы О.А. Ниловым, а также О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 710276-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в части уточнения периода определения величины прожиточного минимума" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается определять величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации ежемесячно в случае превышения предельных розничных цен по трем или более позициям продуктов питания, включенных в состав потребительской корзины, реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации более чем в два раза от 1/12 установленного индекса потребительских цен на продукты питания в течение 30 дней.
Предлагаемые изменения, по мнению авторов, позволят реально оценивать покупательскую способность населения и необходимый уровень социальной поддержки со стороны государства.
В настоящее время в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Таким образом, при росте потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги увеличивается и величина прожиточного минимума. Установленная ежеквартальная периодичность связана с тем, что при расчете за квартал происходит сглаживание сезонного повышения (снижения) потребительских цен на некоторые виды товаров.
Кроме того, необходимо учитывать, что величина прожиточного минимума является одним из основных показателей при предоставлении мер социальной поддержки малоимущим гражданам. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. В связи с этим будет некорректно сравнивать величину прожиточного минимума, рассчитанную за один месяц, со среднедушевым доходом гражданина, рассчитанным за три месяца.
Также необходимо обратить внимание, что ежемесячное изменение величины прожиточного минимума приведет к ежемесячному пересмотру права на отдельные меры социальной поддержки, а это может привести к социальной дестабилизации и недовольству граждан в случае уменьшения размеров выплат.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета. При этом следует отметить, что предлагаемая методика расчета величины прожиточного минимума может привести к увеличению размеров некоторых социальных гарантий и привлечению дополнительных средств федерального бюджета. Кроме того, не учитываются возможные дополнительные расходы на обеспечение деятельности по работе с дополнительной статистической информацией.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации не поддерживает данный проект федерального закона.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает, что изменение периодичности определения прожиточного минимума вызывает вопросы о его практической реализации как с точки зрения технической стороны, так и правовой, поскольку не определяет возможные последствия в случае уменьшения прожиточного минимума. Законопроект Счетной палатой Российской Федерации не поддерживается.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 710276-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в части уточнения периода определения величины прожиточного минимума" в первом чтении.
Председатель Комитета | Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.