Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 12 января 2017 г. N 19
по проекту федерального закона N 1103520-6 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты"
(внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, М.В. Емельяновым, а также А.А. Агеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1103520-6 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается наделить нотариусов полномочиями по регистрации перехода права собственности на акции от имени и по поручению регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, а также соответствующим правом получения сведений из реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг. Для этого регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, предоставляется право привлекать нотариусов для выполнения части своих функций, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Указанные новации призваны удешевить и ускорить процедуру перехода прав на акции, прежде всего, в отдаленных регионах, где отсутствуют филиалы регистраторов либо привлекаемые ими трансфер-агенты.
Предоставление физическим и юридическим лицам дополнительных возможностей по передаче прав на акции в целях упрощения процедуры их отчуждения представляется обоснованным и заслуживает концептуальной поддержки. Вместе с тем предлагаемый механизм реализации данной законодательной инициативы имеет существенные недостатки и требует соответствующей доработки.
В частности, в соответствии со статьей 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, передача прав на бездокументарные ценные бумаги приобретателю осуществляется посредством списания бездокументарных ценных бумаг со счета лица, совершившего их отчуждение, и зачисления их на счет приобретателя. В свою очередь, согласно статье 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя либо по лицевому счету приобретателя. Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что переход прав на акции происходит исключительно посредством внесения соответствующей записи по счету приобретателя, которую могут осуществить лишь лица, наделенные правомочиями по ведению системы учета прав на бездокументарные ценные бумаги - регистраторы и депозитарии. Такие лица являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в отношении которых законодательно установлены специальные регулятивные требования.
С учетом этого проектируемое законопроектом наделение нотариусов функцией по регистрации перехода прав на акции в отсутствие правомочий по ведению системы учета прав на бездокументарные ценные бумаги представляется юридически не корректным. В то же время предоставление нотариусам полномочий по ведению счетов, предназначенных для учета прав на ценные бумаги, является кардинальным пересмотром существующей системы учета прав на финансовым рынке и требует серьезного обоснования. Такое преобразование учетной инфраструктуры финансового рынка предполагает внесение существенных изменений в гражданское законодательство.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные лицензионные требования к деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, в частности, наличие специального аттестата у сотрудника регистратора, осуществляющего прием документов и внесение записей в реестр. Наличие специальных знаний является обязательным условием для лиц, совершающих регистрационные действия с акциями, что не урегулировано законопроектом.
Согласно законопроекту, нотариусы указаны в качестве лиц, которые регистратор вправе привлекать для выполнения части своих функций, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Вместе с тем проектируемая норма не позволяет однозначно определить их правовой статус, так как в представленной редакции нотариусы не поименованы в качестве трансфер-агентов. При этом статья 8.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в которую предполагается внести соответствующие изменения, посвящена исключительно законодательному регулированию деятельности трансфер-агентов, имеет соответствующее название и устанавливает исчерпывающий объем их прав и обязанностей. С учетом этого остается неясным вопрос, возникают ли для нотариусов соответствующие права и обязанности трансфер-агентов.
В частотности, на трансфер-агентов распространяются требования Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части принятия мер по идентификации лиц, подающих документы, необходимые для проведения операций в реестре. Трансфер-агенты обязаны также соблюдать требования, установленные нормативными актами Банка России, в том числе в отношении порядка удостоверения подписи физических лиц. Кроме того, работники трансфер-агентов должны иметь квалификационные аттестаты, подтверждающие их профессиональную подготовку в области учета прав на бездокументарные ценные бумаги. Указанные требования целесообразно учесть при наделении нотариусов полномочиями по выполнению части функций регистратора.
Статьей 8.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлены также особенности обмена информацией и документами между регистратором и трансфер-агентом, а также исчисления срока проведения операции в реестре при выполнении трансфер-агентом части функций регистратора. В этой связи представляется необходимым предусмотреть аналогичные положения для нотариусов в случае их наделения полномочиями по выполнению части функций регистратора.
Следует также отметить, что согласно пункту 2 статьи 8.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" трансфер-агенты действуют от имени и за счет регистратора на основании договора поручения или агентского договора, заключенного с регистратором, а также выданной им доверенности. В то же время законопроект не раскрывает вопрос о том, на каком основании нотариус будет осуществлять часть функций регистратора: законодательное возложение полномочий или наделение его соответствующими полномочиями регистратором. При этом в случае законодательного возложения на нотариусов полномочий по выполнению части функций регистратора важно предусмотреть эффективные правовые механизмы, обеспечивающие необходимый уровень защиты владельцев и приобретателей ценных бумаг, в том числе посредством страхования ответственности таких нотариусов.
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность привлечения регистратором эмитента и других профессиональных участников рынка ценных бумаг к выполнению части функций по приему документов от акционеров и передаче документов акционерам. В этом плане наделение нотариусов полномочиями для выполнения части функций регистраторов представляется разумным и своевременным. При этом названный подход не требует внесения существенных законодательных изменений в действующую систему учета прав на ценные бумаги.
С учетом того, что имеющиеся к законопроекту замечания не носят концептуальный характер Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает возможным поддержать законопроект и рекомендовать его Государственной Думе к принятию в первом чтении при условии соответствующей доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета | Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.