Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 624870-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения запрета определенным должностным лицам иметь недвижимое имущество за границей",
внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, А.В. Корниенко, Ю.В. Афониным, а также С.П. Обуховым, А.А. Андреевым, Н.Ф. Рябовым, О.Н. Алимовой, В.Р. Родиным, А.В. Потаповым, С.И. Васильцовым, С.Г. Левченко, В.Н. Федоткиным, В.С. Романовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Как следует из текста пояснительной записки, проект федерального закона внесен в Государственную Думу с целью запрета отдельным должностным лицам иметь недвижимое имущество за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2 и 4 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должности глав городских округов и муниципальных районов, глав местных администраций, федеральной государственной службы, назначение на которые осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, а также иных лиц, предусмотренных частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона, при представлении в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указывают сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, Федеральным законом предусматривается процедура декларирования недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, с обязательным указанием источников средств, за счет которых оно приобретено, и определен порядок контроля за достоверностью представленных сведений. В связи с этим, полагаем, что действующим законодательством определен разумный предел разграничения государственных и частных интересов в данной сфере.
Необходимо отметить, что, в соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этой связи, предлагаемые субъектом права законодательной инициативы изменения, противоречат положениям Конституции РФ.
Кроме того, вопросы приобретения и прекращения права собственности на недвижимое имущество регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, изменение которого авторами не предложено.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить, рассмотрев его совместно с альтернативным проектом федерального закона N 826620-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" в соответствии с частью 7 статьи 118 регламента Государственной Думы.
Утверждено на заседании Комитета 8 декабря 2016 года.
Председатель Комитета | В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.