Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 135423-7 "О внесении изменения в статью 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом федерального закона предлагается увеличить предельный размер инвестиционного налогового вычета, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Действующей редакцией ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусматривается предельный размер денежных средств в 400 000 рублей, которые могут быть внесены физическим лицом на индивидуальный инвестиционный счет.
С целью повышения привлекательности индивидуальных инвестиционных счетов как инструмента долгосрочного инвестирования, Государственной Думой Российской Федерации был принят в первом чтении проект федерального N 48395-7 "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", положения которого предусматривают увеличение предельного ежегодного взноса на счет до 1 млн руб.
Представляется целесообразным увеличить также и размер инвестиционного налогового вычета до 1 млн руб.
Для этого предлагается внести изменения в пункт 1 части 3 статьи 219.1 части второй Налогового кодекса РФ, установив, что налоговый вычет предоставляется в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, но не более 1 000 000 рублей.
Принятие законопроекта позволит обеспечить приток внутренних сбережений граждан в развитие отечественного реального сектора экономики за счет активного использования физическими лицами индивидуальных инвестиционных счетов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, но может привести к выпадающим доходам консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи со снижением налоговых поступлений от налога на доходы физических лиц.
По данным Московской биржи, на январь 2017 г. было зарегистрировано около 200 тыс. индивидуальных инвестиционных счетов (далее - ИИС).
В целях оценки возможных выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ были приняты следующие предпосылки:
- на каждом из 200 тыс. ИИС был размещен предельно допустимый объем денежных средств в 400 тыс. руб. и 1000 тыс. руб.;
- количество счетов не будет меняться в 2017 г.;
- каждый владелец инвестиционного счета использовал только тип инвестиционного налогового вычета, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 219.1 НК РФ.
Результаты проведения оценки:
1. предельно возможный размер налогового вычета на 31.12.2017 г.:
- согласно действующему законодательству - 10,4 млрд руб. (400 тыс. руб * 200 тыс. ИИС * 13%).
- согласно проекту закона - 26 млрд руб. (1000 тыс. руб. * 200 тыс. ИИС * 13%).
2. реализация положений законопроекта возможно приведет к увеличению налогового вычета на 15,6 млрд руб.
При условии выполнения указанных выше предпосылок расчета, максимально возможные потери консолидированных бюджетов субъектов РФ составят 15,6 млрд руб.
Возможные потери бюджетов будут компенсированы положительными эффектами от роста отечественного реального сектора экономики за счет развития механизма инвестирования посредством использования ИИС.
В случае принятия законопроекта N 48395-7 "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", на каждый из 200 тыс. ИИС может быть внесено на 600 тыс. руб. больше, то есть потенциальный объем инвестиций в российскую экономику увеличится на 120 млрд руб., что составляет примерно 1,1% от суммы инвестиций в основной капитал в РФ в 2016 г.
По оценкам экспертов, реализация законопроекта приведет к расширению налоговой базы (даже без учета мультипликативных эффектов от создания и модернизации основных средств) и, соответственно, увеличит поступления в консолидированный бюджет РФ по налогу на прибыль на 40 млрд руб., что полностью компенсирует недопоступления по налогу на доходы физических лиц.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.