Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 133733-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" направлен на защиту прав на жизнь и здоровье новорожденных.
В настоящее время на территории Российской Федерации установлены и эксплуатируются несколько десятков специальных оборудованных мест, предназначенных для анонимного и безопасного оставления ребенка после его рождения (далее - места для анонимного оставления ребенка). Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое регулирование порядка использования мест для анонимного оставления ребенка, не установлены требования к их безопасности и порядок их эксплуатации.
Законопроектом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право самостоятельно определить с учетом культурных и иных местных традиций необходимость создания на территории субъекта Российской Федерации мест для анонимного оставления ребенка, их количество, местоположение и порядок их установки. В случае же отсутствия необходимости их использования субъект Российской Федерации может просто не принимать соответствующий закон, что не позволит создавать места для анонимного оставления ребенка на его территории.
Требования к местам для анонимного оставления ребенка и порядок их эксплуатации будут устанавливаться Минздравом России. Это позволит предусмотреть единые стандарты технических характеристик данных устройств, определить общий алгоритм действий ответственных лиц при обнаружении новорожденных в местах для анонимного оставления ребенка.
При этом вводится запрет на установку и эксплуатацию мест для анонимного оставления ребенка с нарушением вышеуказанных требований.
Следует отметить, что применение мест для анонимного оставления ребенка не исключает профилактику отказов от детей. Одновременно с предусмотренными мерами поддержки семьи, материнства и детства, места для анонимного оставления ребенка являются таким инструментом защиты жизни и здоровья детей, когда иные меры поддержки оказались недейственными.
Анонимный отказ от ребенка, как и любое уклонение от воспитания и содержания своих детей, неприемлемы с моральной точки зрения. Усилия государства и общества должны быть направлены на сохранение семьи всеми возможными способами, на оказание поддержки родителям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем следует учесть, что отказываются именно от нежеланного ребенка, в связи с чем возникает вопрос, насколько последнему в условиях безнадзорности безопасно проживать в такой семье, где его не любят, не воспитывают, либо проявляют в отношении него насилие. У здоровых младенцев есть большие шансы быть усыновленными и в дальнейшем воспитываться в благополучной семье.
Согласно статье 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче, прежде всего, на воспитание в семью, и только при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А значит, оставление новорожденного в месте для анонимного оставления ребенка не является нарушением принципа семейного воспитания, а выступает в качестве одного из механизмов его реализации.
Полагаем, что распространенность и "шаговая доступность" мест для анонимного оставления ребенка позволит значительно сократить число убийств матерями своих детей, а также фактов оставления детей в опасности. Немало случаев, когда детей оставляли у порога больницы, в подъездах с надеждой на их обнаружение и спасение, однако детей находили слишком поздно.
Кроме того, необходимо обозначить, что осведомленность женщин о существовании мест для анонимного оставления ребенка может также способствовать уменьшению количества абортов, рискованных для их здоровья, в том числе репродуктивной функции.
Таким образом, принятие законопроекта станет важным дополнительным инструментом защиты прав новорожденных на жизнь и здоровье.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не содержит новых расходных обязательств. Дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с его реализацией, не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.