Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 134683-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 1 Программы поддержки легкой промышленности на 2016 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 85-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 1" следует читать "абзацем 1"
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) установлены предельные значения показателей, используемые для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по размеру дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (до 120 млн. рублей - микропредприятия, до 800 млн. рублей - малые предприятия, до 2 млрд. рублей - средние предприятия), по размеру среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (до 15 человек - микропредприятия, до 100 человек - малые предприятия, до 250 человек - средние предприятия).
Вместе с тем показатели деятельности отдельных предприятий в сфере производства и оказания услуг в силу технологических особенностей и высокой трудоемкости производственных процессов превышают установленные предельные значения. Такие предприятия могут создавать рабочие места для большого числа граждан, однако генерировать выручку в меньшем объеме. При соответствии предельному значению по размеру годового дохода (до 2 млрд. рублей) они превышают предельное значение по размеру среднесписочной численности работников, установленное для субъектов среднего предпринимательства (250 человек), и, таким образом, не могут быть наделены статусом субъекта малого или среднего предпринимательства и участвовать в программах поддержки, реализуемых в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ. Такая ситуация характерна, в частности, для предприятий легкой промышленности.
По данным Росстата, в 2014 году общее количество юридических лиц со средней численностью работников от 250 до 1 000 человек, объем оборота которых не превысил 2 млрд. рублей, составило 12,2 тыс. единиц. Указанные предприятия представляли такие виды деятельности, как здравоохранение и предоставление социальных услуг - 3,1 тыс. (26%), обрабатывающие производства - 2,6 тыс. (21%), сельское хозяйство - 0,9 тыс. (7%), строительство - 0,8 тыс. (7%).
По данным открытого акционерного общества "Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности", в 2015 году в Российской Федерации действовало 148 предприятий легкой промышленности, имеющих выручку менее 2 млрд. рублей, а количество сотрудников - свыше 250 человек, при этом у 120 предприятий из них выручка составляла менее 800 млн. рублей.
Законопроектом предусмотрено, что к субъектам МСП могут быть отнесены хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, которые осуществляют в качестве основного вида предпринимательскую деятельность, относящуюся к легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила установленное Федеральным законом N 209-ФЗ предельное значение для средних предприятий, но не превысила предельного значения, устанавливаемого Правительством Российской Федерации для целей отнесения таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств к средним предприятиям.
Одновременно законопроектом предлагается установить критерий признания вида деятельности в качестве основного.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет от 70 до 90 процентов в общем объеме доходов в зависимости от вида экономической деятельности.
В связи с этим в законопроекте указано, что деятельность, относящаяся к легкой промышленности, будет признаваться основной при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет более 70 процентов в общем объеме доходов юридического лица.
Таким образом, создается возможность для расширения круга субъектов среднего предпринимательства, что позволит оказывать поддержку значимым инвестиционным проектам по модернизации и созданию новых производств в отдельных отраслях промышленности в индивидуальном порядке.
Кроме того, предусмотрено, что сведения о предприятиях, соответствующих устанавливаемым критериям, включаются в отдельный перечень и передаются уполномоченным органом Российской Федерации в сфере промышленной политики (Минпромторг России) в ФНС России для целей их дальнейшего внесения в единый реестр субъектов МСП (далее - реестр), ведение которого осуществляется с 1 августа 2016 года.
Предложенные положения законопроекта позволят сохранить универсальный подход к выделению субъектов среднего предпринимательства из всей совокупности хозяйствующих субъектов, а также базовый принцип формирования реестра - автоматическое присвоение статуса малого или среднего предприятия хозяйствующим субъектам, соответствующим установленным предельным значениям по размеру среднесписочной численности работников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не повлияет на расходные и доходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Согласно сведениям единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), по состоянию на 10 января 2017 г. зарегистрировано 5 865 780 субъектов МСП, из которых 5 576 939 единиц составили микропредприятия (95%), 268 488 единиц - малые предприятия (4,6%), 20 353 единицы - средние предприятия (0,4%). При этом индивидуальными предпринимателями являются 3 048 986 субъектов МСП (52%), юридическими лицами - 2 816 794 субъекта МСП (48%).
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлены предельные значения показателей, используемые для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП по размеру дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (до 120 млн. рублей - микропредприятия, до 800 млн. рублей - малые предприятия, до 2 млрд. рублей - средние предприятия), по размеру среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (до 15 человек - микропредприятия, до 100 человек - малые предприятия, до 250 человек - средние предприятия).
По данным Росстата, в 2014 году общее количество юридических лиц со средней численностью работников от 250 до 1 000 человек, объем оборота которых не превысил 2 млрд. рублей, составило 12,2 тыс. единиц. Указанные предприятия представляли такие виды деятельности, как здравоохранение и предоставление социальных услуг - 3,1 тыс. (26 процентов), обрабатывающие производства - 2,6 тыс. (21 процент), сельское хозяйство 0,9 тыс. (7 процентов), строительство - 0,8 тыс. (7 процентов).
Проектом федерального закона (далее - законопроект) предусмотрено, что к субъектам среднего предпринимательства могут быть отнесены хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, которые осуществляют в качестве основного вида предпринимательскую деятельность, относящуюся к легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила установленное Федеральным законом предельное значение для средних предприятий, но не превысила предельного значения, устанавливаемого Правительством Российской Федерации для целей отнесения таких хозяйственных обществ к средним предприятиям.
Таким образом, создается возможность для расширения круга субъектов среднего предпринимательства, что позволит оказывать поддержку значимым инвестиционным проектам по модернизации и созданию новых производств в отдельных отраслях промышленности в индивидуальном порядке.
По оценкам ОАО "Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности", в случае принятия указанных решений исключительно в отношении предприятий легкой промышленности число субъектов МСП увеличится на 148 единиц - именно такое число предприятий легкой промышленности с выручкой до 2 млрд. рублей и численностью сотрудников свыше 250 человек действовало в 2015 году.
При этом общее количество получателей поддержки, оказываемой в рамках программы поддержки МСП, реализуемой Минэкономразвития России, в 2014 и 2015 годах составило 205,1 и 201,6 тыс. единиц при объеме средств федерального бюджета, который в 2014 и 2015 годах составил 18,5 и 16,9 млрд. рублей соответственно.
В силу малозначимости расширение круга субъектов МСП в связи с принятием рассматриваемого федерального закона не приведет к увеличению конкуренции за меры государственной поддержки и необходимости выделения дополнительных бюджетных средств на цели их реализации. Предприятиям, наделенным статусом субъекта среднего предпринимательства, будет предоставлена возможность участия в программах поддержки, в то время как решение об участии в той или иной программе принимается собственниками (руководителями) предприятия и зависит от жизненного цикла развития бизнеса.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлияет на расходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, связанные с предоставлением налоговых льгот, поскольку условия их применения определены Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с положениями кодекса нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В то же время предоставление доступа к государственной поддержке для отдельных предприятий будет способствовать выполнению целей и задач программ по экономическому и технологическому развитию, импортозамещению, обеспечит занятость трудоспособного населения в регионах, а также в конечном счете приведет к дополнительным налоговым поступлениям в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Составление перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих новому критерию, в целях дальнейшего внесения сведений о таких юридических лицах в единый реестр субъектов МСП согласно проекту федерального закона будет возложено на уполномоченный орган Российской Федерации в сфере промышленной политики (Минпромторг России). Реализация указанной функции будет осуществляться в пределах установленной предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанному органу в федеральном бюджете.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об условиях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере обрабатывающего производства, к категории средних предприятий" (в случае реализации соответствующего права Правительством Российской Федерации), устанавливающего:
предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для цели отнесения к категории средних предприятий хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которые осуществляют в качестве основного вида предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности и среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год которых превысила предельное значение, установленное пунктом 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
порядок формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности и среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год которых превысила предельное значение, установленное пунктом 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", но не превысила предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации.
Основание: статья 1 проекта федерального закона (далее - законопроект).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статья 1 проекта" следует читать "пункт 1 проекта"
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.