Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 536542-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части установления возможности проведения работ по подготовке земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса владельцами автомобильных дорог)
внесен Тюменской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству (далее - Комитет) рассмотрел новую редакцию проекта федерального закона N 536542-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления возможности проведения работ по подготовке земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса владельцами автомобильных дорог), внесенную Тюменской областной Думой в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и сообщает следующее.
Как и в первоначальной редакции законопроекта, основной новеллой законодательной инициативы является возложение в определенных случаях обязанности по строительству и реконструкции подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств при подготовке площадок для размещения объектов дорожного сервиса (далее по тексту - подъезды к площадкам для размещения объектов дорожного сервиса) на владельцев автомобильных дорог.
В настоящее время на основании ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 257-ФЗ) эти работы осуществляют сами владельцы объектов дорожного сервиса или за их счет третьи лица.
По мнению автора Законопроекта, реализация проектов в сфере дорожного сервиса осуществляется, как правило, малым и средним бизнесом. С учетом большой протяженности дорог и невысокой плотности населения выполнить требование обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса при планировании развития территории затруднительно, поскольку из-за больших финансовых издержек по обустройству земельных участков возникают сложности у органов государственной власти и органов местного самоуправления с привлечением инвесторов. Принятие законопроекта позволит обеспечить соблюдение минимально необходимых для обслуживания участников дорожного движения требований к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения объектами дорожного сервиса.
Комитет отмечает, что в новой редакции законопроекта уточнен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный устанавливать в отношении автомобильных дорог федерального значения порядок строительства и реконструкции владельцами автомобильных дорог подъездов к площадкам для размещения объектов дорожного сервиса. Таким органом предлагается определить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Также в новой редакции законопроекта предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочием устанавливать не только порядок, но и случаи строительства и реконструкции владельцами автомобильных дорог подъездов к площадкам для размещения объектов дорожного сервиса в отношении, соответственно, автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения.
При этом из законопроекта не понятно, следуя каким критериям, показателям и т.д., указанные органы должны устанавливать случаи строительства и реконструкции владельцами автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий к площадкам для размещения объектов дорожного сервиса.
Кроме того, предлагаемое в этой части регулирование может привести к тому, что в различных субъектах Российской Федерации и различных муниципальных образованиях случаи и порядок строительства владельцами автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий к площадкам для размещения объектов дорожного сервиса будут существенно различаться, что, в свою очередь, создаст необоснованные различия условий осуществления экономической деятельности как владельцами автомобильных дорог, так и владельцами объектов дорожного сервиса.
Необходимо также отметить, что в новой редакции законопроекта не учтена бльшая часть замечаний, имевшихся к первоначальной редакции законопроекта, которые заключаются в следующем.
Понятийный аппарат Закона N 257-ФЗ (статья 3 Закона N 257-ФЗ) предлагается дополнить новым определением "площадка для размещения объектов дорожного сервиса", под которой понимается земельный участок, оборудованный с учетом требований Закона N 257-ФЗ стоянками и местами остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями.
Проектируемое определение нуждается в соотнесении с определением объектов дорожного сервиса, к которым относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
При этом, в ч. 4 ст. 25 Закона N 257-ФЗ уже используется понятие "земельные участки, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса". Таким образом, дополнение ст. 3 Закона N 257-ФЗ новым определением представляется избыточным.
Комитет также считает необходимым отметить, что перекладывая с владельцев объектов дорожного сервиса на владельцев автомобильных дорог функцию по строительству и реконструкции подъездов к площадкам для размещения объектов дорожного сервиса, авторы законопроекта не оценивают экономические последствия, связанные с удорожанием дорожного строительства. Учитывая, что большинство дорог строится за счет средств бюджетов различного уровня, принятие законопроекта повлечет дополнительные расходы бюджетов.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству не поддерживает проект федерального закона N 536542-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления возможности проведения работ по подготовке земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса владельцами автомобильных дорог), внесенный Тюменской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета | Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.