Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 394101-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
(о запрете использования мелкого и трудночитаемого шрифта в предоставляемой потребителю информации)
внесен О.Л. Михеевым, А.А. Озеровым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 394101-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (о запрете использования мелкого и трудночитаемого шрифта в предоставляемой потребителю информации), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 8-12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и в статью 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК). Указанные изменения направлены на запрет в использовании информации, предоставляемой потребителю "трудно читаемого, мелкого шрифта, равно как применение иных способов подачи информации, затрудняющих ее восприятие".
В частности, пп. 1-4 статьи 1 законопроекта дополняют статью 8 "Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)", статью 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)", статью 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" и статью 11 "Режим работы продавца (исполнителя)" Закона о защите прав потребителей положениями о недопустимости при доведении до потребителей законодательно установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) использования трудно читаемого, мелкого шрифта и иных затрудняющих восприятие такой информации способов.
Следует отметить, что общие положения по доведению до потребителя необходимой информации устанавливаются статьей 8 Закона о защите прав потребителей, в статьях 9-11 детально перечисляется информация, которая должна доводиться до сведения потребителя. Поскольку положения ст. 8 имеют общий характер, которые развиваются в статьях 9-11 Закона, Комитет считает дополнение статей 9-11 Закона о защите прав потребителей излишним повтором.
Пунктом 5 ст. 1 законопроекта дополняется п. 2 ст. 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона о защите прав потребителей абзацем, на основании которого "изготовитель (исполнитель, продавец), использующий при доведении до потребителя информации об условиях приобретения или использования товара (работы, услуги) трудно читаемый, мелкий шрифт, равно как иные способы подачи информации, затрудняющие ее восприятие потребителем, несет риск несоблюдения потребителем соответствующих условий.".
Данное предложение подлежит дополнительному обсуждению и уточнению, поскольку формулировка "трудно читаемый, мелкий шрифт, равно как иные способы подачи информации, затрудняющие ее восприятие" имеет оценочный характер и является индивидуальным для каждого потребителя.
Законопроект не содержит четких критериев отнесения той или иной размещаемой на упаковке (этикетке) товара информации к информации с мелким и трудночитаемым шрифтом, поэтому существует терминологическая неопределенность и неоднозначное толкование предлагаемых изменений. Принятие изменений усложнит правоприменительную и судебную практику, так как однозначно квалифицировать подобные правонарушения и доказывать в суде нежелательные последствия, наступившие в результате размещения на этикетке мелкого шрифта или трудночитаемости информации о товаре, будет крайне затруднительно.
Статьей 2 законопроекта вносится изменение в ст. 1098 ГК, на основании которого уточняются основания освобождения от ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги.
Целесообразность внесения в ГК указанного предложения также подлежит дополнительному обсуждению, т.к. положения об ответственности либо об освобождении от ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за отдельные правонарушения в полной мере регламентируются Законом о защите прав потребителей. В частности, ч. 4 ст. 13 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей, а также ч. 5 статьи 14 "Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)" в части освобождения от ответственности изготовителя (исполнителя, продавца), если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги). Соответственно, изменения должны вноситься в перечисленные выше положения Закона.
Обращаем внимание на то, что основные требования к размещению информационной надписи на упаковке (этикетке) регламентируются законодательством о техническом регулировании и устанавливаются техническими регламентами, в отдельных случаях которые уже установлены.
Например, Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011). Статьей 4 данного ТР устанавливаются требования к маркировке пищевой продукции, а на основании п. 4.12 регламентируются требования к способам доведения маркировки. В частности, маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. Сведения должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.
Кроме этого, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011) парфюмерно-косметическая продукция должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС, который наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности парфюмерно-косметической продукции.
Таким образом, Закон о защите прав потребителей определяет содержание доводимой до потребителей информации, а установление требований к размещению такой информации регламентируется техническими регламентами. Соответственно, предлагаемые законопроектом изменения не относятся к предмету регулирования Закона о защите прав потребителей.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает законопроект и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета | С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.