Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 280853-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
(в части обеспечения комплексного решения вопросов деятельности государственных научных центров Российской Федерации)
внесен Х.Д. Чеченовым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, а также В.А. Черешневым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона.
В соответствии с п. 2 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" научной организации, которая имеет уникальную научную установку, уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра (далее - ГНЦ).
Законопроект предусматривает внесение изменения в п. 2 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" в части дополнения требований к научной организации, которой может присваиваться статус ГНЦ, положением о том, что такая организация должна осуществлять комплекс взаимосвязанных работ от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработок до создания, освоения и распространения новых технологий и высокотехнологичной продукции.
Комитет отмечает, что деятельность, связанная с освоением и распространением новых технологий и высокотехнологичной продукции, не может быть определяющей для научной организации, поскольку относится к хозяйственной деятельности, связанной с внедрением законченных научных разработок в целях промышленного производства, и не соответствует определению научной организации, данному в п. 1 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
Как следует из пояснительной записки, законопроектом вносятся изменения, направленные на уточнение понятия "научная организация", отражающие специфические особенности научной организации и устанавливающие качественные и количественные критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям.
В соответствии с п. 1 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 29 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 27 положительных и 2 отрицательных;
- 16 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 13 положительных и 3 отрицательных.
Общественная палата Российской Федерации поддерживает законопроект N 280853-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части обеспечения комплексного решения вопросов деятельности государственных научных центров Российской Федерации)". Вместе с тем, в своем заключении она отмечает, что положения статьи 5 указанного законопроекта носят общий характер и применимы ко всем видам и формам организационно-правовых форм юридических лиц, занимающихся научной деятельностью.
Правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает, поскольку предусматривается наделение ГНЦ правом на получение мер государственной поддержки, определяемых законодательством Российской Федерации. Из пояснительной записки не представляется возможным сделать вывод о том, на получение каких мер государственной поддержки приобретает право научная организация, имеющая статус ГНЦ.
Правовое управление Государственной Думы в своем заключении отмечает, что положения абзаца второго статьи 1 законопроекта нуждаются в уточнении, поскольку неясно, следует ли рассматривать комплекс взаимосвязанных работ ("от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработок до создания, освоения и распространения новых технологий и высокотехнологичной продукции") как единое обязательное условие для присвоения научной организации Правительством Российской Федерации статуса государственного научного центра или речь идет о возможности осуществления любой работы из данного перечня.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 280853-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части обеспечения комплексного решения вопросов деятельности государственных научных центров Российской Федерации) " в первом чтении.
Председатель Комитета | В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.