Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах" был принят в первом чтении 11 июня 2003 года (Постановление Государственной Думы N 4178-III ГД). В законопроекте предлагается формировать бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации таким образом, чтобы все расходные полномочия рассчитывались на основе минимальных государственных социальных стандартов. Также минимальные государственные социальные стандарты должны использоваться при расчете финансовой помощи, выделяемой из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджетам других уровней на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
После принятия законопроекта в первом чтении в Государственную Думу поступило заключение Президента Российской Федерации, в котором данный проект федерального закона не поддерживается и отмечается, что значительное количество норм проекта противоречит законодательству Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также направило в Государственную Думу отзыв, где не поддерживает принятие законопроекта и просит снять его с рассмотрения.
С момента принятия законопроекта в первом чтении были внесены значительные изменения в законодательство Российской Федерации в части разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Существенной трансформации подверглась также система межбюджетных отношений.
Законопроект в представленной редакции противоречит основополагающим нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Так, ранее в Бюджетном кодексе Российской Федерации минимальные социальные стандарты использовались в проектировании расходной части бюджетов и в построении межбюджетных отношений. С принятием Федерального закона от 20.08.2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" положения Бюджетного кодекса РФ, касающиеся государственных минимальных социальных стандартов, были признаны утратившими силу. Таким образом, минимальные государственные социальные стандарты утратили свою роль инструмента бюджетных правоотношений.
Законопроект противоречит установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации основополагающему принципу бюджетной системы - принципу самостоятельности формирования и расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В настоящее время бюджетное планирование основывается на программно-целевом методе с ориентацией на достижение конечных целей, а также качественно и количественно измеряемых результатов. Федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов был сформирован в разрезе программной структуры расходов на основе утвержденных Правительством Российской Федерации государственных программ Российской Федерации, охватывающих основные сферы деятельности органов исполнительной власти.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов считает дальнейшую работу над законопроектом нецелесообразной и предлагает Государственной Думе отклонить его в соответствии со статьей 123.1 Регламента Государственной Думы.
Председатель Комитета | Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.