Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 100541-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части уточнения переходных положений Федерального закона по переводу деятельности розничных рынков в капитальные строения) внесен депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.В. Панковым, А.Н. Хайруллиным, И.И. Гильмутдиновым, С.И. Неверовым, Т.О. Алексеевой, Е.В. Паниной, а также И.Н. Руденским, Н.В. Школкиной, Э.Г. Глубоковской, В.В. Климовым, А.Ю. Воробьёвым, А.Ю. Мурга в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и Г.А. Горбуновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 100541-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части уточнения переходных положений Федерального закона по переводу деятельности розничных рынков в капитальные строения), внесенный депутатами Государственной Думы внесен депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.В. Панковым, А.Н. Хайруллиным, И.И. Гильмутдиновым, С.И. Неверовым, Т.О. Алексеевой, Е.В. Паниной, а также И.Н. Руденским, Н.В. Школкиной, Э.Г. Глубоковской, В.В. Климовым, А.Ю. Воробьёвым, А.Ю. Мурга в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и Г.А. Горбуновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 24 "Переходные положения" Федерального закона от 30.12.2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) с целью уточнения порядка и сроков перевода деятельности розничных рынков из временных сооружений в капитальные здания (строения, сооружения).
В частности, ст. 1 законопроекта предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочием по определению сроков перевода деятельности розничных рынков (за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и крупных городов с численностью населения свыше 500 тысяч человек) в капитальные здания (строения, сооружения). Сроки для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков, как предполагается проектом, должны устанавливаться органами местного самоуправления.
Статьей 2 законопроекта предусматривается ввести до 1 января 2020 года упрощенный порядок предоставления торговых мест на розничных рынках для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством. В этой части отмечаем, что действующими положениями п. 1.1 ст. 15 и п. 5 ст. 16 Федерального закона N 271-ФЗ упрощенный порядок предоставления торговых мест на розничных рынках и упрощенная форма договора предоставления торгового места для данной категории граждан предусматривается, при этом, такой порядок устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а положения имеют бессрочный характер. Таким образом, предлагаемые статьей 2 изменения избыточны.
Обращаем внимание на то, что принятие в 2006 году Федерального закона N 271-ФЗ было вызвано необходимостью формирования цивилизованной формы организации розничных рынков. Для того, чтобы избежать бесконтрольного функционирования розничных рынках, потребовалось принятие мер, направленных на пресечение значительного количества совершаемых правонарушений, в том числе в налоговой сфере, на предотвращение нелегальной торговли и торговли контрафактными товарами, а также не обеспечение безопасности и качества реализуемых на рынках товаров.
К моменту внесения рассматриваемого законопроекта (26.06.2012 г.) сроки перевода деятельности розничных рынков в капитальные строения, первоначально установленные для универсальных рынков с 1 января 2010 года, а для сельскохозяйственных рынков с 1 января 2012 года, неоднократно переносились. Добросовестные управляющие рынками компании, будучи законопослушными субъектами предпринимательской деятельности, в целях соблюдения законодательно установленных норм вкладывали значительные собственные и (или) заемные средства в строительство, модернизацию или перестройку рынков. Однако отдельные управляющие компании продолжали осуществлять свою деятельность, неоправданно затягивая реализацию требований статьи 24 Федерального закона N 271-ФЗ и рассчитывая на очередное изменение сроков. При этом, используя преимущества недобросовестной конкуренции, они получали прибыль, тогда как добросовестные предприниматели в это время находились в заведомо проигрышной ситуации и терпели убытки.
Поскольку такая ситуация длительное время приводила к ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов, потребовалось законодательное уточнение переходных положений Федерального закона N 271-ФЗ. Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 492-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями применения законодательства Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" приняты окончательные решения по установлению требований к застройке и оборудованию розничных рынков.
В частности, в отношении всех видов розничных рынков, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, требование о переводе их деятельности в капитальные строения начнут применяться с 1 января 2020 года. В отношении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных на территориях городов с численностью населения свыше 1 миллиона человек, норма вступила в силу с 1 января 2016 года, в отношении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных на территориях малых городов и поселений, сроки определяются законами субъектов Российской Федерации. Также следует отметить, что с 1 января 2013 года действует ранее принятая норма по обязательному использованию капитальных строений для универсальных розничных рынков, а с 1 июля 2012 года - для иных розничных рынков (универсальные рынки и специализированные, не являющиеся сельскохозяйственными), расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.
Таким образом, поднятые в законопроекте проблемы урегулированы, а отдельные его предложения нашли отражение в действующей редакции Федерального закона N 271-ФЗ.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает проект федерального закона N 100541-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части уточнения переходных положений Федерального закона по переводу деятельности розничных рынков в капитальные строения) отклонить.
Председатель Комитета | С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.