Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 139935-7 "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"
Досье на проект федерального закона
Целью разработки проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Законопроект) является увеличение переходного периода для получения статуса саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон).
Согласно части 4 статьи 3 Закона для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация должна, в том числе, объединять в своем составе в качестве членов не менее 26 процентов от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. При этом общее количество финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, определяется на основании информации, размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с нормами части 5 статьи 33 Закона саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов (далее - КПК) обязаны в течение двух лет со дня вступления Закона в силу представить в Банк России документы для приобретения статуса саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 3 Закона.
Таким образом, срок переходного периода для саморегулируемых организаций КПК истекает 11 января 2018 года.
Но практическому исполнению этой нормы препятствует ряд проблем, которые не могут быть преодолены только лишь усилиями и действиями непосредственно самих саморегулируемых организаций КПК.
По данным Единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, размещенном на официальном сайте Банка России, в Российской Федерации созданы и осуществляют деятельность более пяти лет девять саморегулируемых организаций КПК. Согласно требованиям Закона, по истечении переходного периода их должно остаться не более трех.
При этом ни указанный Закон, ни Федеральный закон от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" не предусматривают правового механизма формирования СРО в соответствии с новыми условиями, как не содержат и побудительных мотивов для объединения уже действующих саморегулируемых организаций, а также для перехода кредитных кооперативов из одной саморегулируемой организации в другую.
При таких условиях вполне вероятна ситуация, что после вступления вышеуказанной нормы в силу все действующие саморегулируемые организации КПК утратят свой статус. Следовательно, с 11 января 2018 года все кредитные кооперативы попадут под прямой надзор Банка России, при этом они будут не вправе принимать новых членов и привлекать сбережения (часть 5 статьи 35 Федерального закона "О кредитной кооперации").
Таким образом, и саморегулируемые организации, и кредитные кооперативы окажутся в состоянии правового коллапса.
По данным, опубликованным в статистическом бюллетене Банка России N 11 (282), действующих кредитных потребительских кооперативов на 01 ноября 2016 года насчитывалось 3136 единиц, вместе с тем, около трети зарегистрированных кредитных кооперативов находятся либо в стадии банкротства, либо ликвидации.
Согласно данным Государственного реестра кредитных потребительских кооперативов, размещенного на официальном сайте Банка России, по состоянию на 2 декабря 2016 года только 1498 кооперативов (47,8% общего количества КПК) состоят в саморегулируемых организациях. При этом, имеется устойчивая тенденция к снижению данного показателя. Количество КПК, находящихся в составе СРО по состоянию на 02 декабря 2016 года, уменьшилось на 127 единиц, или на 8%, в сравнении с началом 2016 года.
Таким образом, большую половину от общего числа кооперативов составляют либо кооперативы, исключенные из членов саморегулируемой организации за несоответствие деятельности действующему законодательству Российской Федерации, правилам и стандартам СРО, либо с момента своего создания работающие нелегально. Совершенно очевидно, что такие кооперативы не будут вступать в СРО, при этом их количество уменьшается незначительно. Общее количество КПК с начала года снизилось с 3500 единиц до 3136 единиц (на 364 единицы или на 10% с начала года).
Федеральный закон "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", определяя норму участия кредитных кооперативов в саморегулируемой организации, не содержит конкретных критериев для исчисления данного показателя.
Если исходить из общего количества зарегистрированных кредитных кооперативов, получается, что саморегулируемой организации для получения статуса необходимо набрать более 800 кооперативов. Вместе с тем, исходя из статистических данных, более половины этого количества составляют кооперативы, которые либо не ведут деятельность, либо работают сознательно вне рамок СРО. Эти кооперативы еще не ликвидированы по инициативе Банка России в установленном порядке и, как представляется, они никогда не вступят в саморегулируемую организацию.
Несмотря на то, что Банк России ведет активную деятельность по ликвидации кредитных кооперативов, не состоящих в СРО, к 2018 году этот процесс не будет завершен.
Таким образом, норма - объединить СРО в своем составе в качестве членов не менее 26 процентов от общего количества КПК - является фактически не выполнимой.
Кроме того, сегодня перед СРО стоят важные задачи по организации и контролю выполнения кредитными кооперативами - членами СРО требований, связанных с реформированием финансового рынка в целом, и кредитной кооперации в частности. К 2018 году кредитным кооперативам необходимо выполнить ряд глобальных преобразований, в том числе: осуществить переход на Единый план счетов и ОСБУ, разработать и приобрести новое программное обеспечение, сформировать стопроцентное резервирование согласно Указанию Банка России от 14 июля 2014 г. N 3322-У "О порядке формирования КПК резервов на возможные потери по займам" и многое другое.
Учитывая вышеизложенное, продление переходного периода для саморегулируемых организаций КПК на два года необходимо, в первую очередь, для завершения "чистки" системы от недобросовестных участников, завершения этапа реформирования, что позволит снизить напряжение на рынке, сохранить доступность услуг кредитных кооперативов в условиях соблюдения высоких требований к участникам рынка и осуществить более естественный переход к трем саморегулируемым организациям КПК.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.