Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 139439-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников"
Досье на проект федерального закона
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Участившиеся случаи нападения на медицинских работников при оказании ими медицинской помощи пациентам, "дорожные конфликты" с участием автомобилей скорой помощи влекут значительное снижение доступности медицинской помощи.
Согласно информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2016 году 1226 раз совершались противоправные действия, связанные с насилием в отношении медицинских работников, в том числе сотрудников скорой медицинской помощи, при исполнении ими служебных обязанностей, что в среднем составляет 1-2 нападения в месяц в субъекте Российской Федерации. Пострадавший в результате нападения медицинский работник лишается возможности оказать необходимую, нередко неотложную, медицинскую помощь нуждающемуся в ней человеку.
В ряде муниципалитетов пострадавший медицинский работник является единственным профессионалом, способным оказать медицинскую помощь в конкретном населенном пункте. В таких случаях преступлением под угрозу ставится не только здоровье или жизнь самого медицинского работника или отдельного пациента, но и здоровье неопределенного числа жителей населенного пункта, лишенных возможности получить необходимую, иногда неотложную, медицинскую помощь, что существенно увеличивает общественную опасность таких посягательств.
Таким образом, нападение на медицинских работников, выполняющих свои профессиональные обязанности, обладает повышенной общественной опасностью, обусловленной, в том числе, снижением доступности медицинской помощи в связи с особым статусом потерпевших.
Настоящим проектом федерального закона вместе с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь" предлагается комплекс мер, направленный на обеспечение гарантий своевременного оказания медицинской помощи и защиты жизни и здоровья медицинских работников.
Действующим законодательством (пунктом "б" части 2 статьи 105, пунктом "а" части 2 статьи 111, пунктом "б" части 2 статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации) установлена повышенная уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, совершенные в отношении лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности. Указанный квалифицирующий признак применяется при совершении указанных преступлений в отношении медицинских работников при осуществлении ими служебной деятельности.
Настоящим проектом предлагается распространить данный подход на причинение легкого вреда здоровью и угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и внести соответствующие изменения в статьи 115, 119 УК РФ.
Также законопроектом предлагается установить в уголовном законодательстве ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи путем удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному, в случае если данная деятельность повлекла причинение средней тяжести, тяжкого вреда здоровью больного или его смерть. В случае, если преступные действия по воспрепятствованию оказания медицинской помощи будут сопряжены с причинением вреда здоровью медицинского работника, квалификация деяния будет осуществляться по совокупности преступлений.
Установление уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности врача соответствует степени общественной опасности деяния, имеет упреждающее и профилактическое значение, формирует ответственную оценку поведения и действий в отношении медицинских работников, является фактором правовой защиты и пациентов, и медицинских работников.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников" не потребует внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.