Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
по проекту федерального закона N 569284-6 "О внесении дополнения в статью 38 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации,
внесенному депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, А.В. Корниенко, а также С.П. Обуховым, В.Г. Соловьевым, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рассмотрел проект федерального закона N 569284-6 "О внесении дополнения в статью 38 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации, внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, А.В. Корниенко, а также С.П. Обуховым, В.Г. Соловьевым, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) изменения, устанавливающие зависимость объемов финансирования тренеров и членов спортивных сборных команд Российской Федерации в части заработной платы и иных выплат, кроме выплат компенсационного характера, в той мере, в которой оно осуществляется из средств соответствующих бюджетов Российской Федерации, от успешности выступления спортивных сборных команд Российской Федерации и их отдельных членов на Олимпийских играх, чемпионатах мира, чемпионатах Европы и иных международных соревнований.
Статьей 38 Федерального закона N 329-ФЗ, в которую предполагается внести изменения, устанавливается перечень расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области финансирования физической культуры и спорта.
Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров, в том числе определения размера заработной платы в случае направления указанных лиц в спортивные сборные команды Российской Федерации, устанавливаются Трудовым кодексом Российской (далее - ТК РФ). Также вопросы, связанные с объемом финансирования, регулируются бюджетным законодательством, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяющим основы бюджетного процесса.
Таким образом, правовые отношения, урегулировать которые предполагается данным законопроектом, не относятся к предмету регулирования как указанной статьи, так и Федерального закона N 329-ФЗ в целом.
К тому же предложения авторов законопроекта использовать при финансировании тренеров и членов спортивных сборных команд критерий "успешности" их выступления на международных соревнованиях создаст ситуацию правовой неопределенности и повлечет за собой риск снижения уровня гарантий работников в области социально-трудовых отношений.
Следовательно, проектируемые нормы не согласуются с положениями статьи 252 ТК РФ, в соответствии с которой особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случае и порядке, им предусмотренных.
Положения законопроекта не соотносятся и с иными положениями ТК РФ, в том числе со статьей 135 ТК РФ, согласно которой заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно нормам статьи 129 ТК РФ "заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)", а в соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ТК РФ.
Кроме того, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор и изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению его сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Положения законопроекта не согласованы с нормами Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Так, предлагаемое в статье 1 законопроекта положение, согласно которому Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по установлению объемов финансирования тренеров и членов спортивных сборных команд Российской Федерации, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, противоречит части 1 статьи 38 Федерального закона N 329-ФЗ, относящей материально-техническое обеспечение основного и резервного составов спортивных сборных команд Российской Федерации, а также участие в их подготовке к международным спортивным соревнованиям, Олимпийским играм и обеспечение их участия в таких соревнованиях, к расходным обязательствам Российской Федерации. Таким образом, установление регулирования в части, касающейся распоряжения средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не соответствует части 3 статьи 26.1 Федерального закона N 184-ФЗ, в соответствии с которой формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
Это же положение не соответствует установленному в части 2 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положению, в соответствии с которым утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Не вполне понятны положения законопроекта, устанавливающие возможность изменения размера "иных выплат" в зависимости от "успешности выступления".
Определение размеров конкретных видов выплат спортсменам и тренерам регулируется соответствующими нормативными правовыми актами, в связи с чем, на указанных лиц не могут распространяться ограничения, предлагаемые законопроектом. Так, например, Указом Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игри Сурдлимпийских игр в целях государственной поддержки спорта высших достижений и установления дополнительных социальных гарантий спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации учреждена ежемесячная стипендия Президента Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 569284-6 "О внесении дополнения в статью 38 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации, внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, А.В. Корниенко, а также С.П. Обуховым, В.Г. Соловьевым, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета | М.В. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.