Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 145507-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан с целью законодательной регламентации деятельности социальных сетей.
Невозможно отрицать то влияние, которое оказывается социальными сетями на жизнь большей части населения нашей страны. Принятие проекта необходимо в виду отсутствия законодательного регулирования деятельности в социальных сетях. Социальная сеть - особый виртуальный мир, в котором человек проводит значительную часть своей жизни, вступает в контакт с другими людьми, и, по сути, осуществляет все те же самые действия, что и в реальном мире. Нельзя допускать, чтобы эта сфера оставалась вне закона. Особенно сейчас, когда возрастающее число пользователей социальных сетей становится легкой добычей для различного рода мошенников.
Предложенное настоящим законопроектом комплексное регулирование правоотношений, возникающих при использовании социальных сетей, представляется наиболее рациональным и удобным в правоприменении.
Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией. Можно смело утверждать, что с момента его появления в доме практически каждого человека, мир перешел на совершенно новый уровень развития. Социальные сети играют важную роль в жизни большинства людей в современном мире. Через них мы общаемся со своими друзьями, коллегами, узнаем новости, делимся событиями в своей жизни, выкладываем фотографии и видео. Современную жизнь практически невозможно представить без использования социальных сетей. К этому явлению можно относиться по-разному, но то, что оно стало непосредственной составляющей межличностного общения - это факт.
Положительный эффект социальных сетей так же неоспорим, как и их негативное влияние. Сложно опровергнуть мнение, что использование социальных сетей предоставляет широкие возможности для знакомства с новыми людьми, создания сообществ по интересам, облегчает поиски старых знакомых, общение с которыми по каким-либо причинам прервалось. Удобный и доступный интерфейс для общения является неоспоримым преимуществом, благодаря которому люди преклонного возраста и иные категории граждан, имеющие проблемы с передвижением, не "выпадают" из социума. Социальные сети имеют ряд полезных функций, которые очень облегчают жизнь и работу в интернете. Это большой технологический и культурный прорыв в развитии интернета. Но, как и со многими прорывными технологиями, в работе с социальными сетями нужно быть осторожными.
В последнее время участились сообщения в СМИ о подростках, покончивших жизнь самоубийством после их вступления в суицидально настроенные группы в популярной социальной сети. Пожалуй, одной из самых больших социальных групп, проводящих значительную часть своего времени в социальных сетях, являются несовершеннолетние. Недостаточное внимание со стороны родителей, проблемы в школе, неразделенная любовь, страх перед будущим - заставляют детей погружаться в виртуальный мир, где на их несформировавшуюся психику могут оказывать влияние люди, имеющие негативные намерения. Ребенок находит в социальных сетях сообщества, которые проявляют к нему интерес, ему кажется, что он не одинок, и со временем у него вырабатывается зависимость от такого виртуального общения. Социальные сети превращаются для таких детей в настоящий наркотик. В такой момент администраторы "групп смерти" подавляют волю ребенка своим авторитетом перед ним и втягивают его в смертельную игру. Озабоченность проблемой из-за популяризации самоубийств в интернете неоднократно высказывала Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Анна Кузнецова. По ее словам, "этот момент, уходит из поля зрения законодательства".... "в России 70 процентов населения пользуются интернетом, а в группе 15-16-летних практически все сто процентов. ...Каждый восьмой подросток в будни проводит в интернете более пяти часов и три процента практически живут в интернете. Между тем безопасность детей в сети не гарантируется ни дома, ни в школе. Если раньше мы говорили: ребенок дома, значит в безопасности, то теперь эти ранее безопасные двери открыты" (https://rg.ru/2016/ll/01/reg-cfo/kuznecova-predlozhilawesti-statiu-za-pr opagandu-suicidov-v-seti.html).
Другая "наболевшая" проблема, вызванная чрезмерным пользованием подростков социальными сетями - это тлетворное влияние "трудных" подростков и детей из неблагополучных семей на своих сверстников. Нашумевшее дело Дианы Шурыгиной - показатель распущенности современной молодежи. Девушка вела аморальный образ жизни, употребляла алкоголь в несовершеннолетнем возрасте, общалась с молодыми людьми старше ее, выкладывала обнаженные фото и провокационные видео в сеть. Все это и привело к известным последствиям. Современная молодежь зачастую находит для себя только такой вариант показать свою "крутость" перед сверстниками. Фотографии и видео оргий с участием несовершеннолетних, распитием спиртных напитков и употреблением запрещенных веществ - вот что, по мнению подростка, делает его авторитетнее в глазах окружающих.
В целях профилактики и борьбы с подобными явлениями проектом федерального закона предлагается запретить пользование социальными сетями лицам, не достигшими 14-летнего возраста. Кроме того, чтобы иметь возможность привлечь к ответственности конкретного распространителя указанных выше материалов и искоренить чувство безнаказанности за все то, что происходит на пространстве социальных сетей, предлагается законодательно закрепить порядок регистрации пользователя социальной сети. Так, для регистрации потребуется предъявление документа, удостоверяющего личность будущего пользователя.
Необходимость предоставления паспортных данных для пользования соцсетями позволит решить проблему так называемых "фэйковых страниц". Сейчас любой человек может зарегистрироваться под другим именем, при чем как под вымышленным, так и под именем кого-либо из знакомых. На такой странице можно выложить фотографии, написать сообщения, компрометирующие лицо, которому якобы принадлежит страница. По сути, никакого механизма ответственности за подобные действия сейчас не предусмотрено. В связи с этим проектом и вводится положение об обязательном предоставлении паспортных данных пользователями социальных сетей. Помимо этого проектом предусматривается, что регистрация гражданина в социальной сети осуществляется только под настоящими именем и фамилией.
Другой проблемный блок, затрагиваемый настоящим законопроектом - это организация несанкционированных митингов с использованием социальных сетей. Различным организациям, посягающим на подрыв государственности, суверенитета нашей страны стало намного проще действовать с появлением социальных сетей. С одной стороны это проблема "Варвары Карауловой", когда вербовщики запрещенных в России экстремистских организаций посредством соцсетей заманивают молодых людей вступить в свои ряды. С другой - организация митингов, пикетирований, шествий с нарушением действующего законодательства. Организаторы таких мероприятий находят через соцсети граждан, готовых за определенную сумму поучаствовать в незаконной акции. В соцсети это сделать довольно просто. В связи с этим проектом предлагается ужесточить административную ответственность за организацию несанкционированных митингов посредством социальных сетей.
Проект закона разработан в целях урегулирования отношений в сфере пользования социальными сетями. Вводится понятийный аппарат, определяющий основную терминологию в целях избежания разночтений в указанной сфере. Также предлагается определить порядок регистрации пользователей социальных сетей, установить их основные права и обязанности. Проектом определяется правовое положение сообществ в социальных сетях, права и обязанности администраторов групп, предлагается ввести запрет на создание определенных видов деструктивных сообществ в соцсетях.
Нельзя не отметить влияние социальных сетей на рабочий процесс. Особенно сильно социальная сеть поработила офисных работников. Потери рабочего времени огромны, но работодателям бороться с этим очень сложно. Проектом предлагается запретить использование социальных сетей в бюджетных организациях, а в отношении других юридических лиц доступ работников к социальным сетям предлагается урегулировать в дополнительных условиях трудового договора.
При пользовании социальными сетями мы ставим "под удар" нашу личную жизнь, выкладывая частную информацию. Доступными могут стать подробные анкеты, которые заполняются при регистрации, личная переписка, фотографии. Размеры этой информации увеличиваются ежечасно. Если за основу взять только открытую информацию о человеке, предварительно собрав ее со всех социальных сетей, где он зарегистрирован, можно составить довольно целостный психологический портрет личности.
Социальные сети позволяют просматривать файлы, видео и фотографии других пользователей, оставлять комментарии, обмениваться сообщениями. Проектом предлагается установить правила осуществления всех этих действий. Особое внимание предлагается уделить "репостам" - когда один пользователь размещает запись другого пользователя в своем аккаунте с информацией об источнике записи. Необходимость закрепления соответствующих норм вызвана правовой неопределенностью, которая может привести к реальной трагедии. К примеру, громкое дело Евгении Чудновец - воспитательницы детского сада, которая скопировала на свою страничку запись со сценой издевательств над мальчиком в летнем лагере из желания привлечь внимание общественности к данной проблеме. Ролик лег в основу уголовного дела, и лица, сделавшие эту запись, в итоге были осуждены. Однако позднее виновной в распространении детского порнографического контента признали уже саму Евгению - ее приговорили к пяти месяцам колонии. Позднее приговор был отменен. Но сама ситуация вызвала широкий резонанс, (https://rg.ru/2016/ll/16/reg-urfo/zhitelnicu-urala-osudili-zarepost-vide o-s-mucheniem-rebenka.html; https://rg.ru/2017/03/28/reg-urfo/chudnovecpoblagodarila-geprokurora-za-p omoshch.html).
Сегодня сети собирают огромную аудиторию, что привлекает все больше специалистов из самых разных областей. Некоторые сети дают возможность только общаться, некоторые предоставляют рабочие инструменты, но одно можно сказать точно - любая популярная социальная сеть стала рабочим пространством для многих миллионов людей. В этом, к сожалению, таится и большая угроза.
В реальной жизни граждане довольно часто обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о мошенничестве, когда под видом гадалок, астрологов, народных целителей преступники входят в доверие, а затем получают значительные суммы за свои псевдоуслуги.
Социальные сети заявляют о миллионах активных пользователей, входящих в свои аккаунты ежедневно. Это огромное поле деятельности для различного рода мошенников.
Ввиду того, что виртуальное общение имеет свою специфику, проектом федерального закона предлагается запретить рекламу оккультно-магических услуг и народной медицины посредством социальных сетей.
Проблема мошенничества в социальных сетях также остро стоит в отношении благотворительной деятельности. Высокая скорость распространения информации и возможность охватить громадную аудиторию привлекают преступников, лжеблаготворительность в социальных сетях растет с каждым днем. В целях пресечения подобных действий проектом предлагается установить особые требования для осуществления благотворительности в социальных сетях.
Помимо прочего законопроектом для обеспечения дополнительной безопасности несовершеннолетних вводится запрет на осуществление продажи товаров дистанционным способом пользователям социальной сети, не достигшим возраста восемнадцати лет.
Проектом предлагается установить, что для реализации его положений Правительством Российской Федерации будет установлен соответствующий порядок осуществления контрольных мероприятий. Уполномоченным органом на осуществление контроля будет выступать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Помимо основного уполномоченного на осуществление контроля органа, законопроектом предлагается сформировать межведомственный координационный орган по контролю за осуществлением деятельности в социальных сетях. Указанный орган предлагается сформировать для развития методов и способов контроля за соблюдением пользователями социальных сетей при осуществлении деятельности в социальных сетях
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в:
1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) Трудовой кодекс Российской Федерации;
3) Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
4) Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
2. Принятие Федерального закона "О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия:
1) постановления Правительства Российской Федерации об утверждении положения о межведомственном координационном органе по контролю за осуществлением деятельности в социальных сетях и о его персональном составе;
2) постановления Правительства Российской Федерации, определяющего уполномоченного федерального органа исполнительной власти на установление порядка осуществления благотворительной деятельности в социальных сетях;
3) постановления Правительства Российской Федерации о порядке осуществления контроля за исполнением Федерального закона "О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;
4) акта уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, определяющего порядок осуществления благотворительной деятельности в социальных сетях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.