Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 658393-6 "О внесении изменений в часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации"
(об изменении порядка увольнения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации)
Внесен В.Г. Соловьевым, Н.И. Васильевым, Б.О. Комоцким в период исполнения полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 658393-6 предлагается внести изменение в часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно: в уведомлении о предстоящем увольнении указывать планируемую дату увольнения. В случае если планируемая дата увольнения приходится на период, в течение которого увольнение по инициативе работодателя невозможно, увольнение производится в первый рабочий день по окончании такого периода. В иных случаях переноса планируемой даты увольнения на более поздний срок работники предупреждаются об этом работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до новой даты увольнения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должности или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В силу ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет работникам достаточную защиту при увольнении по сокращению штата, стимулирует работодателя к сохранению трудовых отношений с сокращаемыми работниками.
Также следует учитывать, что часть вторая статьи 180 Кодекса определяет лишь минимальный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении (не менее чем за два месяца до увольнения), что не исключает возможности предупреждения работника о нем за более продолжительное время.
На практике работодатель объективно не всегда может спрогнозировать конкретную дату увольнения работников в случаях модернизации производства, воздействия непредвиденных внешних экономических факторов, нахождения организации в процессе судебных или юридических процедур, связанных с ее закрытием или ликвидацией и в силу других причин.
В соответствии с предлагаемым законопроектом, если работодателю необходимо перенести срок увольнения работника на более позднюю дату, то процедура расторжения трудового договора должна возобновиться и вновь увеличиться еще на 2 месяца.
Продление процесса увольнения работников в связи с сокращением численности или штата работников на срок четыре и более месяца неприемлема для большинства работодателей, поскольку создает риски финансовых и экономических потерь, ликвидации еще большего количества рабочих мест. При увольнениях в связи ликвидацией организации вообще может создаться ситуация, когда новый предлагаемый законопроектом срок увольнения окажется за пределами времени существования организации.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 8 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, 2 отзыва отрицательные. Мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказывает ряд юридико-технических замечаний к законопроекту.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, проект федерального закона поддержала, однако при этом позицию свою не аргументировала и заключения на законопроект не представила.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона не поддерживает.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 658393-6 "О внесении изменений в часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета | Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.