Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 658393-6 "О внесении изменений в часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.Г. Соловьевым, Н.И. Васильевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в часть вторую статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и определить порядок предупреждения работодателем работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации.
В связи с предлагаемыми изменениями отмечаем, что действующая редакция части второй статьи 180 Кодекса уже закрепляет норму, согласно которой уведомление работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации производится не менее чем за два месяца. Что же касается необходимости указания планируемой даты увольнения, то предлагаемое проектом федерального закона изменение необходимо рассматривать в совокупности с частью первой изменяемой статьи 180 Кодекса. Например, работодатель обязан предлагать работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, вакансии в течение всего периода предупреждения. И как быть в том случае, если, например, работник согласится с предлагаемой ему вакантной должностью, но данная вакантная должность освободится позже планируемой даты увольнения. В связи с этим установление конкретной даты увольнения нуждается в дополнительном обсуждении. Наличие в действующей редакции части второй статьи 180 Кодекса нормы, которая не устанавливает обязанность работодателя уволить работника в точно планируемую дату, а определяет общие условия предупреждения о предстоящем увольнении (не менее чем за два месяца до увольнения), учитывает многообразие обстоятельств, которые в силу объективных причин могут повлиять на перенос даты увольнения.
Кроме того, Кодекс не устанавливает, а законопроект не раскрывает понятие "иные случаи". Полагаем, что перечень таких случаев должен быть определен, поскольку в противном случае это может привести к злоупотреблению со стороны работодателя правом на многочисленную пролонгацию предполагаемых сроков увольнения, что в последствии может затруднить, например, оспаривание работниками возможных неправомерных действий работодателя (вплоть до оспаривания наличия самой необходимости, например, сокращения численности или штата работников).
Также следует учитывать, что деятельность работодателя по предупреждению работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации не ограничивается только одним уведомлением работников. На работодателе также лежит обязанность соблюдения процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а также норм Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". В связи с чем "новое" предупреждение работников в случае переноса планируемой даты увольнения ляжет дополнительной нагрузкой на работодателя. Вместе с тем нормы трудового законодательства должны исходить из интересов всех участников трудовых отношений и в силу норм статьи 1 Кодекса одной из целей трудового законодательства является защита прав и интересов как работников, так и работодателей.
Исполняющий обязанности | Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.