Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 280859-5 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике",
внесенный членом Совета Федерации Х.Д. Чеченовым и депутатами Государственной Думы В.А. Черешневым, В.К. Осиповым, В.В. Зубаревым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект направлен на устранение имеющихся в законодательстве пробелов, касающихся государственного сектора науки и препятствующих его эффективной деятельности.
В отношении содержащегося в законопроекте исчерпывающего перечня организаций, относящихся к государственному сектору науки, следует отметить, что включение в него научных организаций, находящихся в ведении государственных корпораций, некорректно, так как согласно положениям статьи 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" имущество, переданное Российской Федерацией государственной корпорации, является собственностью последней.
Государственные академии наук, высшие учебные заведения (за исключением отдельно упомянутых в законопроекте), которые имеют статус государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и согласно статье 9 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования, национальные исследовательские центры, относящиеся непосредственно к ведению Правительства Российской Федерации, в указанный перечень не включены. При этом какие-либо обоснования такого подхода к формированию перечня не представлены.
В числе указанных в законопроекте направлений деятельности организаций государственного сектора науки не нашла отражения реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и приоритетных направлений модернизации экономики России.
Законопроектом дается исчерпывающий перечень организационно-правовых форм научных организаций государственного сектора науки. Однако представляется, что специального указания на формы создания научной организации, относящейся к государственному сектору науки, не требуется, поскольку эти вопросы регулируются гражданским законодательством.
Также следует отметить, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" научная организация, имеющая статус государственного научного центра и относящаяся согласно законопроекту к государственному сектору науки, может иметь любую организационно-правовую форму и любую форму собственности.
Законопроектом предусматривается, что приватизация государственного имущества научных организаций государственного сектора науки осуществляется в особом порядке, устанавливаемом федеральным законом. Однако ни в законопроекте, ни в пояснительной записке не говорится о том, какой особый порядок приватизации указанного государственного имущества имеется в виду, а также не приводится какого-либо обоснования данного предложения. В связи с этим сделать однозначный вывод о правомерности и целесообразности данного положения законопроекта не представляется возможным.
Также в законопроекте предусматривается, что Правительство Российской Федерации обеспечивает правовые, финансовые и материальные условия, необходимые для развития государственного сектора науки и входящих в его состав организаций.
Однако форма и порядок обеспечения Правительством Российской Федерации научных организаций государственного сектора науки, в том числе оказания им финансовой поддержки, положениями данного законопроекта не обозначены, что не позволяет оценить затраты федерального бюджета, которые потребуются для реализации законопроекта.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя | С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.