Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций
на проект федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.Н. Плигиным, С.А. Поповым, Д.Ф. Вяткиным, В.А. Поневежским и др.
(утв. решением Комитета от 19 января 2016 г. N 99)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел указанный законопроект в части его ведения и отмечает следующее.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) является одним из важнейших основополагающих нормативно-правовых актов в законодательстве Российской Федерации. Содержащиеся в нем нормы направлены, в частности, на защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Отдельные положения действующей редакции КоАП посвящены некоммерческим организациям и их ответственности за нарушение действующего законодательства и непредставление сведений, касающихся их деятельности. К данным положениям относятся следующие статьи КоАП: 5.26 (Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях), 19.4 (Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль), 19.5 (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль), 19.5.1 (Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму), 19.6 (Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), 19.7 (Непредставление сведений (информации), 19.7.5-2 (Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента), 19.34 (Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента), 20.28. (Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности), 20.33 (Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности). Кроме того, статьей 28.3 КоАП определен круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении некоммерческих организаций - должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В проекте федерального закона административным правонарушениям в сфере некоммерческих организаций посвящены статьи 7.4, 7.5, 22.15, 42.5, Глава 11. В статьях 11.6, 11.7, 11.8 главы 11 законопроекта нашли свое отражение положения, касающиеся деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента и которые предусмотрены статьями 19.7.5-2, 19.34 КоАП, в том числе некоммерческих организаций, в отношении которых принято решение о приостановлении их деятельности (статья 20.28 КоАП). Также сохранилась норма, касающаяся взимания административного штрафа за осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности (статья 20.33 КоАП). В редакции законопроекта - статья 11.9.
Новеллой законопроекта являются нормы, посвященные политическим партиям, их деятельности и финансированию (статьи 11.1 - 11.5).
Комитет отмечает актуальность предлагаемых изменений.
Однако, по нашему мнению, отдельные положения законопроекта требуют существенной доработки. Так, например:
- статьи 7.4, 7.5, часть 2 статьи 22.15, статьи 11.1-11.5, часть 1 статьи 11.8, часть 2 статьи 42.5 законопроекта необходимо привести в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми общественные объединения как вид некоммерческих организаций не предусмотрены; политические партии и религиозные объединения также не нашли свое отражение среди организационно-правовых форм некоммерческих организаций (Глава 4);
- часть 2 статьи 11.8 законопроекта необходимо соотнести с Федеральным законом от 04.06.2014 N 147-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", которым подпункт 6 пункта 5 и пункт 6.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", касающиеся приостановления деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, признаны утратившими силу;
- пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Пунктом 7 вышеуказанной статьи закреплено, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Вместе с тем, законопроектом не предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (за исключением некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Председатель Комитета | Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.