Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 964311-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
внесенный Законодательным собранием Ленинградской области
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 964311-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный Законодательным собранием Ленинградской области.
Данным законопроектом предлагается внести изменения в статьи 13.2, 13.3 и 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
При этом, изменение, намечаемое в статью 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривает наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, полномочиями по утверждению объема медицинской помощи, оказываемой иностранным гражданам за счет договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо договора с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг. Необходимость такого изменения в пояснительной записке к законопроекту мотивируется отсутствием единых требований к объему медицинских услуг, предоставляемых по медицинским полисам.
Кроме того, в статью 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" инициируется изменение, касающееся передачи высшим должностным лицам субъекта Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) полномочий Правительства Российской Федерации по установлению допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики. (Хотя достаточного обоснования, а также статистических данных, свидетельствующих о необходимости передачи вышеуказанных полномочий в пояснительной записке к законопроекту не приводится.)
Наконец, изменение, предлагаемое ко внесению в статью 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", имеет корреспондирующий юридико-технический характер, и направлено на приведение терминологии, используемой в данной статье, в соответствие с вышеуказанными нововведениями, запроектированными для статей 13.3 и 18.1 названного Федерального закона.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации, и в целом согласуется с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, однако не является достаточно обоснованным и с учетом этого не может быть поддержан.
Так, предлагаемое представленным проектом наделение Министерства здравоохранения Российской Федерации полномочиями по утверждению объема медицинской помощи, оказываемой иностранным гражданам за счет договора (полиса) добровольного медицинского страхования или договора о предоставлении платных медицинских услуг в настоящее время является избыточным и, по сути, сопряжено с объективной нецелесообразностью дублирования на ведомственном уровне действующего ведомственного нормативного правового акта, - поскольку Указанием Банка России от 13.09.2015 г. N 3793-У уже установлены минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления медицинского страхования в части добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности и в связи с этим данным Указанием предусматривается установление минимального перечня медицинских услуг, оказываемых иностранным гражданам по договорам (полисам) добровольного медицинского страхования, требований к таким договорам, а также требования к страховым организациям, осуществляющим выдачу полисов.
Что же касается законопроектного предложения о передаче высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) полномочий Правительства Российской Федерации по установлению допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, то Комитет обращает внимание на то, что в настоящее время Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так на территории всей территории Российской Федерации, и при этом решение об установлении допустимой доли должно приниматься с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации.
В то же время субъекты Российской Федерации сегодня уже наделены достаточно широкими полномочиями по регулированию вопросов, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан (например, по установлению запретов на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности, а также по реализации права на обращения в ФМС России с мотивированными предложениями о приостановлении на определенный период выдачи патентов, что, которые, в свою очередь, формируются на основании прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период с учетом мнения созданной в данном субъекте трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Наконец, действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает право субъектов Российской Федерации на подготовку и направление в Правительство Российской Федерации предложений по устанавливаемой Правительством Российской Федерации допустимой доле иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики.
При таких обстоятельствах инициируемые в рамках рассмотренного законопроекта предложения о передаче на "субъектовый" уровень соответствующих дополнительных полномочий не могут быть признаны целесообразными.
В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 964311-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный Законодательным собранием Ленинградской области.
Настоящее Заключение утверждено Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "14" марта 2016 года.
Председатель Комитета | В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.