Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 543465-5 "О внесении изменения в статью 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации",
внесенный Белгородской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается изложить пункт 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции Федерального закона от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая действовала до 1 января 2005 г. В соответствии с данной редакцией отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права и охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2010 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой" отчуждение родителями жилого помещения, собственниками которого они являются и в котором проживают их несовершеннолетние дети, допускающееся во всех случаях только с согласия органов опеки и попечительства, как того требовал пункт 4 статьи 292 ГК РФ в предыдущей редакции (предлагаемой вновь к принятию законопроектом), по сути, означало проверку обоснованности такого отчуждения в каждом конкретном случае, в том числе при отсутствии данных о том, что родители фактически не осуществляют попечение или действуют с нарушением прав и охраняемых законом интересов детей. Тем самым допускалось не всегда оправданное вмешательство со стороны органов опеки и попечительства в процесс отчуждения жилых помещений в гражданско-правовом обороте, в реализацию имущественных прав и законных интересов собственников, равно как и в осуществление прав и обязанностей родителей по отношению к детям.
При этом законопроектом не определяются критерии, в соответствии с которыми вмешательство органов опеки и попечительства в процесс отчуждения жилых помещений оправдано.
Данное обстоятельство не соответствует общей концепции гражданского законодательства о свободном распоряжении собственностью.
Выработка сбалансированного механизма, гарантирующего соблюдение и реализацию прав и интересов как собственника жилого помещения, так и членов его семьи при отчуждении жилого помещения, в котором они проживают, должна осуществляться на основе результатов всестороннего изучения практики применения (как до 1 января 2005 г., так и после этой даты) соответствующих норм ГК РФ органами опеки и попечительства и судами.
В связи с этим Правительством Российской Федерации в настоящее время прорабатывается совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства механизм реализации положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2010 г. N 13-П.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель Председателя | В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.