Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в целях повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства Российской Федерации в части оплаты труда работников в целях защиты их трудовых прав.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести в статью 5.27 КоАП РФ изменения, в соответствии с которыми в отдельный состав административных правонарушений правонарушения выделяются частичная или полная невыплата в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния.
В случае выявления данного правонарушения впервые законопроектом предлагается увеличить размер штрафа для должностных лиц (установив его в размере от десяти до двадцати тысяч рублей) по сравнению со штрафом, который может быть применен в настоящее время как за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (от одной до пяти тысяч рублей).
Кроме этого, предлагается установить повышенные меры административной ответственности в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (в настоящее время - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей); на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (в настоящее время - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей), на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (в настоящее время - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей).
Статьей 2 законопроекта предлагается внести ряд изменений в ТК РФ.
Устанавливается дополнительная обязанность работодателя выплачивать заработную плату не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть шестая статьи 136 ТК РФ).
Изменения, предлагаемые в статью 236 ТК РФ, предусматривают введение прогрессивной шкалы для исчисления размера денежной компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. В случае если продолжительность задержки заработной платы превысит 180 дней, размер денежной компенсации за каждый день задержки увеличивается вдвое.
Статья 360 ТК РФ дополняется нормой, которая позволят государственным инспекторами труда проводить внеплановые проверки работодателей в случае несвоевременной выплаты работникам заработной платы либо установления им заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством.
Новая редакция части первой статьи 392 ТК РФ дает право работнику обращаться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате заработной платы и других причитающихся ему выплат в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы.
Статьей 3 законопроекта предлагается внесение изменения в статью 29 ГПК РФ, с целью предоставления работникам возможности подавать иск о защите своих трудовых прав не только по месту нахождения ответчика (работодателя) или по месту исполнения трудового договора, как это возможно в настоящее время, но и по месту жительства работника.
В целом предлагаемые законопроектом изменения должны быть поддержаны, поскольку они позволяют более последовательно отстаивать право работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (статья 2 ТК РФ).
В то же время, отдельные положения законопроекта требуют дополнительного обсуждения, которое может состояться в ходе подготовки его ко второму чтению.
Так, требование о выплате зарплаты в срок не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена, не может быть в ряде случаев выполнено по независящим от работодателя причинам (например, если на этот срок приходятся Новогодние каникулы). В связи с этим целесообразно либо увеличить этот срок, либо перейти в исчислении этого срока к рабочим дням.
Изменения, предлагаемые в статью 236 ТК РФ, предусматривают при исчислении размера денежной компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, перейти от долей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации к долям ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. В то же время, соответствующие изменения ни в налоговое, ни в гражданское законодательство не вносились. Ни в одной отрасли законодательства санкции не исчисляются в долях от ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, а только в долях от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Представляется, что трудовое законодательство не должно быть в этом процессе первым. Тем более нет смысла переходить к долям от ключевой ставки при том, что Банк России с 1 января 2016 года приравнял значение ставки рефинансирования к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. Ставка рефинансирования теперь равна ключевой ставке и в дальнейшем будет меняться одновременно с изменением ключевой ставки (см. комментарий к Указанию Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).
Кроме того, предложение о введении повышенного размера денежной компенсации именно через 180 дней, а не с другого срока, никак не обосновано и требует дополнительного обсуждения.
Требует доработки новая редакция части первой статьи 392 ТК РФ, поскольку она не позволяет однозначно ответить на вопрос о том, какой срок установлен для обращения в суд по трудовому спору, связанному с невыплатой зарплаты и других причитающихся работнику выплат в случае увольнения работника.
На рассматриваемый законопроект поступило 7 отзывов законодательных (представительных) и 9 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти отзывы положительные.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта с учетом замечаний. В заключение Комитета указано на то, что в абзаце третьем пункта 2 статьи 1 законопроекта правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 (в новой редакции) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предлагается наделить судей. В случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в данном случае - Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), передает его на рассмотрение судье.
Комитет обращает внимание, что необходимость передачи дела на рассмотрение судье может быть обусловлено характером правонарушения, за совершение которого, по мнению органа административной юрисдикции, рассматривающего дело, недостаточно применение наказания, которое он вправе назначить, а необходимо использовать предусмотренное санкцией статьи более строгое наказание, назначение которого относится к исключительной компетенции судьи.
Поскольку в санкциях частей 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 (в новой редакции) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержится безальтернативное наказание в виде административного штрафа, которое вправе применять не только судья, но и должностные лица соответствующих органов исполнительной власти, неясны критерии определения случаев направления судье дел указанной категории.
Кроме того, статья 3 законопроекта представляется излишней, поскольку предлагаемая ею норма уже содержится в части 3 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривающей возможность подачи иска о восстановлении трудовых прав по месту жительства.
В заключение Счетной палаты Российской Федерации отмечено, что по законопроекту замечаний и предложений не имеется.
В заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что увеличение срока обращения в суд в случае невыплаты заработной платы и других причитающихся работнику выплат с трех месяцев до года, нуждается в дополнительном обсуждении.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает представленный законопроект.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие проекта федерального закона N 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" в первом чтении.
Председатель Комитета | О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.