Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 939349-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, М.Л. Шаккумом
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании), направленных в том числе на совершенствование процедуры государственной регистрации страховых организаций как юридических лиц и лицензирования их деятельности (далее - государственная регистрация и лицензирование).
Предусмотренный законопроектом (проектируемая глава II.1 Закона о страховании) механизм государственной регистрации и лицензирования страховых организаций и иных субъектов страхового дела приведет к созданию излишних административных барьеров, ухудшению инвестиционного климата в страховом секторе и сдерживанию его развития.
Передача полномочий органа страхового надзора по предварительному рассмотрению необходимых для государственной регистрации и лицензирования документов, содержащих в том числе сведения о коммерческой деятельности, в саморегулируемую организацию, управление которой осуществляют органы, состоящие из ее членов - страховых организаций, является основанием для возникновения конфликта интересов.
Возражение также вызывает положение законопроекта, предусматривающее увеличение базового размера минимального уставного капитала со 120 млн. рублей до 300 млн. рублей. Аналогичные требования предъявляются к минимальному размеру уставного капитала в отношении вновь создаваемых банков. Для иных участников финансового рынка требования к размеру уставного капитала значительно ниже. Увеличение минимального размера уставного капитала должно основываться на анализе действующих размеров уставного капитала страховщиков, количества страховщиков, удовлетворяющих указанным требованиям, возможности с учетом экономической ситуации привлечения дополнительных инвестиций для удовлетворения предлагаемым требованиям, уровня концентрации и доступности страховых услуг в регионах Российской Федерации. В связи с этим предлагается предусмотреть вступление в силу соответствующего положения законопроекта не ранее 2018 - 2020 годов либо исключить его как преждевременное.
Проектируемыми пунктом 2 статьи 24.4 и пунктом 2 статьи 27.1 Закона о страховании предусматривается обязанность страховых организаций составлять и предоставлять в орган страхового надзора бизнес-план. Однако в законопроекте отсутствуют критерии, определяющие подходы в оценке органом страхового надзора на основании представленного бизнес-плана финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, его содержания и последствий неисполнения страховой организацией бизнес-плана, что не позволит реализовать указанные нормы законопроекта.
Учитывая изложенное, законопроект может быть поддержан Правительством Российской Федерации при условии его доработки с учетом указанных замечаний до рассмотрения во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Заместитель Председателя | С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.