Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 558636-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.С. Носовко, А.А. Озеровым, А.А. Шеиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрел законопроект N 558636-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предполагается признание машино-места объектом недвижимого имущества и возможность постановки на кадастровый учет части помещения в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, такое имущество должно обладать рядом характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (например, площадь, описание границ и тому подобное). Следовательно, для определения объекта в качестве недвижимой вещи необходимо, чтобы он отвечал предусмотренным в статье 130 ГК РФ критериям, и обладал необходимыми индивидуально-определенными характеристиками, установленными в соответствии с законом, позволяющими такому объекту участвовать в гражданском обороте. Машино-место в значении, предложенном в законопроекте, не обладает характеристиками, необходимыми для его индивидуализации, вследствие чего признание его в качестве объекта недвижимого имущества и внесение сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является невозможным.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, невозможность учета машино-места в государственном кадастре недвижимости влечет невозможность осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Предложенное в проекте определение правового режима машино-места является фрагментарным урегулированием отношений, которые нуждаются в более точной и систематизированной законодательной регламентации.
Рассматриваемый законопроект предполагает дополнение статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ частью 12, однако Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" в состав статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ уже включена часть 12. Кроме того, определение понятия "машино-место" не входит в предмет регулирования статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ, устанавливающей особенности осуществления кадастрового учёта.
Таким образом, предложенный в проекте правовой режим машино-места является фрагментарным урегулированием отношений, определение машино-места как недвижимого имущества не соответствует требованиям действующего законодательства, а поставленная в проекте задача нуждается в более точной и систематизированной законодательной регламентации.
На рассмотрении Комитета находится проект федерального закона N 47538-6/5 (в рамках Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации), который предусматривает, что "помещения либо иные части здания или сооружения при условии их индивидуализации в договоре в соответствии с требованиями, установленными законом" могут быть объектом гражданских правоотношений, что может являться одним из способов решения рассматриваемых проблем.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 558636-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.С. Носовко, А.А. Озеровым, А.А. Шеиным.
Председатель Комитета | П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.